Найти тему
Психология-НЕ-зависимости

Созависимая роль «Жертва». Истоки. Причины. Критерии. Алгоритм выхода.

Оглавление

Личность, которая передвигается ролью «Жертва» имеет крепкую убежденность, что как бы она не поступала, в результате получится плохо. Уверена, что не способна оправдать ожидания других людей и добиться значимого для себя успеха.

Фундаментальные критерии «Жертвы»

  • Неуверенность в себе, в своих силах, способностях.
  • Нерешительность.
  • Избегание ответственности. Избегания свободы выбора.
  • Отсутствия навыка самостоятельно принимать решения.
  • Постоянное ожидание подсказок со стороны.
  • Перекладывание ответственности: за себя, свои чувства, жизнь - на другого человека.
  • Игнорирование собственных потребностей.
  • Выполнение чужой воли.
  • Сопровождающие и циклично друг друга заменяющие состояния: вина, обида, горечь, стыд, бессилие, тревожность, разочарование, досада, жалость к себе, безвыходность.
  • Акцентированность на: негативе, неудачах, беспомощности.

Истоки. Причины развития роли «Жертва». Родительские посылы.

Из детства: завышенные требования родителей, которые оправдать ребенок в силу разных причин просто неспособен.

Пример родительских посылов:

«Ты должен соответствовать нашим ожиданиям!»
«Если ты не соответствуешь, и не выполняешь семейных требований ты ничтожество».

Регулярные сравнения с другими детьми, которые всегда декларируются не в пользу своего ребенка.

Посыл:

Ты должен быть лучше других
Если ты не соответствуешь, и не выполняешь семейных требований ты ничтожество

Это некий родительский способ мотивировать ребенка на саморазвитие, достижение результатов, на активные действия. Но дело в том, что под силой таких посылов, на выходе получается абсолютно противоположный результат.

Ребенок сталкивается с тем, что не в силах соответствовать таким завышенным требованиям, но запоминает эти установки, и в последующем начинает предъявлять их себе сам, по той же заложенной в посылах программе: критикуя себя, проводя сравнения с другими людьми, и конечно же не в свою пользу.

При этом: он четко для себя усваивает, что если он будет пассивен и совершать меньше действий, то и критику в свой адрес он будет слышать намного реже, как если бы он проявлял больше активности совершая ошибки при этом.

Через-мерно требовательные родители практически всегда не удовлетворены действиями своего ребенка. Такая постоянная неудовлетворенность им: сковывает подрастающую личность, приводит к неудачам, формируя страх провала перед новыми поступками.

Оглядываясь на эти неудачи, у него появляются мысли, а в след за ними убежденность, что самый безопасный способ поведения это – безынициативность. А самый удобное внутреннее состояние — это апатия.

А при достижение ребенком успехов, от него начинают ожидать ещё больших результатов. Требует совершенства, безупречности. А «одобрительная» реакция может выражаться в искривлённой похвале:

«Ну вот, можешь-же, когда захочешь!».

С взрослением планка требовательности родителей поднимается:

«Чтобы быть лучше других, ты обязан раньше них научиться тому, что остальные не умеют. При этом, делать ты это должен – идеально!»

С поднятием планки угроза провала у ребенка увеличивается. Именно тут истоки развития – «страх успеха». Человек делает выбор в пользу подавления своих способностей, чтобы не вызывать ожидания, которые его сильно пугают.

Но посылы продолжаются по нарастающей, формируя Я-концепцию «жертвы»:

Посыл:

«Нашим ожиданиям ты не соответствуешь, тем самым расстраивая нас. Ты недостоин нашей любви».

Причем та же мама, которая это говорит сама находится в «жертве» и может усиленно продолжать прививать эту роль своему ребенку. Вроде таких посылов:

«Не суйся! Есть масса людей лучше и умнее нас».
«Чтобы над тобой не смеялись – не высовывайся лишний раз»
«Ты ничтожество, и не достоин уважительного отношения».

Дело за малым, ребенку остаётся сделать свои выводы из регулярных внушений.

Подрастающая личность приходит к заключающим выводам:

  • Мне жизненно необходима любовь, но её я не достоин.
  • Я постараюсь не раздражать родителей, чтобы хоть немного получить любви. Буду: милым, покорным, покладистым.
  • Чтобы не гневить родителей, я буду делать свои успехи незаметными. А значит не получать упреки, и чувствовать к себе больше любви.
  • Любят только: умелых, умных, успевших людей.
  • Буду делать меньше, не будут сердиться на меня, поэтому откажусь от инициативы и сведу свою деятельность к минимуму.
  • Раз я не могу выполнять то, что от меня требуют, значит, я неполноценный.

На выходе формируются четкие и объяснимые черты жертвы:

  • Зацикленность на себе. Эгоцентризм.
  • Завышенный уровень требовательности к себе.
  • Неуверенность в себе
  • По средством жалости к себе привлечь симпатию окружающих.
  • Постоянные чувства: стыда, вины, беспомощности.
  • Страх успеха. Страх неудачи.
  • Обидчивость. Скрытая мстительность.
  • Болезненное восприятие критики.
  • Невозможность постоять за себя и выразить свое мнение.
  • Хроническая неудовлетворенность жизнью.
  • Избегание конфликтных ситуаций в ущерб себе.
  • Стремление переложить ответственность на других людей за: решения, чувства, жизнь.
  • Склонность к депрессии.
  • Склонность к выбору унижающих и критикующих ее партнеров. Для выполнения модели, которую заложила семья во время ее взросления.

Жертва — это ничто иное, как проявление внутреннего ребенка, который нуждается в защите, поддержке. Ребенок, которой уязвим со всех сторон.

Проявление роли «жертва» в жизни

Жертва проявляется: когда человек считает, что не может позаботиться о себе сам.

Жертва проявляется: при страхе, что у неё ничего не получится, такое беспокойство заставляет запускать поиск человека, который способен позаботиться о ней.

Жертва проявляется: при отрицании у себя возможности самостоятельно решать проблемы.

Жертва проявляется: при перекладывании ответственности за свою жизнь на другого человека.

Жертва проявляется: при использовании этой роли, как манипуляции.

Жертва появляется: при возникновении обиды к человеку, от которого она зависит.

Жертва проявляется: при искусственном вхождении в состояния – самоунижения, самобичевания.

Жертва проявляется: при убеждении себя в своей внутренней неполноценности.

Пример перехода жертвы в другие роли

Жертва: всем видом демонстрирует, что о ней необходимо заботиться, но когда ей говорят о неадекватности способа получения этой заботы, то начиная чувствовать гнев она перемещается в роль «Преследователя». Заявляя, что ее потребность в заботе обесценили. И как только у неё появляется возможность, она начинает мстить, за это якобы «унижение».

Так как жертве необходимо постоянно «спасение», она идет в плотной связке со своим «Спасателем». Но со временем, ей надоедает, что спасатель получается по всем параметрам выше ее на голову, успешнее. Она стремится возвысится над ним, чтобы чувствовать себя равной. В этом стремлении появляются новые элементы. Жертва отклоняет попытки Спасателя спасти её, в психологической игре: «Да, но…». Примерно так:

Спасатель предлагает решение проблемы, с которой обратилась жертва. Жертва парирует:

«Да, но это не работает, потому что…»

Пытаясь продемонстрировать таким образом, что ее проблема неразрешима, вставая в это же время со спасателем в один уровень почувствовав себя правой и не-уязвленной.

Жертва всегда чувствует себя униженной и рано или поздно начинает мстить, превращаясь в Преследователя.

Убежденная в своей внутренней неполноценности, Жертва часто злоупотребляет наркотиками, алкоголем, едой, азартными играми.

Жертва должна научиться:

  • Брать на себя ответственность за собственные: реакции, эмоции, чувства, мысли, поступки.
  • Прекратить ожидать помощи от кого-то. Взять ответственность за себя, заботу о себе. Перестать вести поиск спасателя.
  • Отказаться прибывать в слабости, униженности. Признать проблему и капитулировать перед ней. (алкоголизм, наркомания, созависимость).
  • Научиться распознавать телесные ощущения и реакции, сигнализирующие о том, что накрывает беспомощность.
  • Научиться отпускать воспоминания, связанные с поступками «преследователя».
  • Находясь в конфронтации, научиться здоровому поведению, отказавшись от созависимого.
  • Научиться выстраивать границы с преследователем, спасателем. Уметь прекращать общение, если границы нарушают.
  • Научиться окружать себя новыми, позитивными друзьями и знакомствами.
  • Научиться проявлять себя, как независимая личность, которая самостоятельно готова и делает попытки справляться с жизненными трудностями.
  • Научиться отказываться винить «Преследователя-Спасателя», и организовать выход из-под их влияния.
  • Научиться любить себя. Брать и нести ответственность за попытки изменить свою жизнь к лучшему.

Роль жертвы - это всего лишь звено в треугольнике Карпмана.
Для результативного выхода человеку рекомендовано пройти полный круг проработки созависимого поведения.

Прочитайте мою подборку: Освобождение от созависимости

Освобождение от созависимости | Психология-НЕ-зависимости | Дзен

В помощь вам - мой курс "Освобождение от созависимости"

Подписывайтесь на блог Кликайте «Спасибо».
Я всегда признателен вашей активности.
Пишите в комментариях своё мнение о этой статье.

Загляните в мой телеграмм 

© Все права защищены.
Эксперт по зависимость/созависимость Буренков Д.В. 
На консультацию Вацап: 8-918-253-73-83

-2