Найти тему
О! СЮЖЕТ

Притворись, что ты счастлив, когда тебе грустно. Это нетрудно.

И ты найдёшь бесконечное счастье, Когда ты притворишься.

Нэт Кинг Коул.

Сегодня обсудим обещанный мной очень хороший роман "К югу от границы, на запад от солнца" Харуки Мураками. Чем он так хорош, кому стоит его прочитать и о чём эта история - разберём поподробнее. Я изложу своё видение идеи, сюжета и художественности романа, насколько возможно, кратко и сдержанно.

Для начала название. На мой взгляд оно красиво и интригующе. Не так много книг могут похвастать удачным названием, чтобы оно и привлекало, и вызывало желание узнать, что же за ним стоит. С другой стороны, лёгкими для восприятия такие истории бывают редко. Так вышло и с этим романом. Вроде бы, ощутимая внешняя простота и даже банальность сюжета, но, в то же время, множество недоговоренностей и скрытых нитевидных смыслов. Мураками любит одновременно изящно и просто играть в загадки. Сразу скажу, текст лёгок, повествование увлекательно, сюжет слегка мистичен, а суть невесома. Вообще, роман не давит смыслом, это отличительная черта писателя. Если надумаете читать, учтите, что история выглядит реалистичной только в самом начале. Собственно, вот она в кратком изложении.

Все изображения - интернет.
Все изображения - интернет.

Молодой мужчина по имени Хадзимэ, преуспевающий владелец джаз-бара, через двадцать пять лет встречает свою подругу детства Симамото. Ребёнком он был в неё влюблён, тогда им было по двенадцать лет. Они оба были увлечённые меломаны. Изначально именно этот факт и красота девочки дали импульс пойти на контакт интроверта Хадзимэ. Красоту Симамото ничуть не портил заметный дефект её походки, после перенесённого полиомиелита девочка приволакивала ногу. Увы, когда дружба детей переросла в любовь подростков, она срузу была оборвана переездом семьи Хадзимэ. Он ещё долго вспоминал девушку, представляя себе, какая она стала.

В тридцать лет Хадзимэ женился на Юкико, его брак был удачным во всех отношениях. Умная жена, две дочки, богатый тесть. И вот он неожиданно встречает Симамото. Страсть между ними вспыхивает вновь. Встречи и диалоги героев хоть и описаны в сдержанной авторской манере, но они буквально пронизаны предвкушением их неизбежного телесного сближения. И оно ожидаемо происходит. Впрочем, от откровенных описаний в этот раз Мураками не отказался, они есть. Однако, обстоятельства жизней героев складываются таким образом, что вместе им не быть. И дело не только в инертности и инфантильности Хадзимэ. Здесь мы имеем тот случай, когда любовь есть, но она живёт именно в определённом периоде отношений. Они оба любили и любят друг друга ретроспективно. А ещё у Симамото был ребёнок, который умер. После этого она живёт, словно вполоборота, между прошлым и настоящим. Она, если можно так сказать, сама запускает реакцию распада.

-2

А что жена? А жена, как я уже говорила, женщина умная. Припугнула, отчитала, простила. А как именно и при каких обстоятельствах - узнаете сами, если захотите прочитать роман. Это называется сохранить семью. Что-то в жизни ценится выше любви. Многое, на самом деле.

Вообще, Мураками мастер вариативности финалов. Он даёт читателю возможность соавторства с собой в части понимания развязки.

Как я предупреждала, к концу книги её реалистичность заметно уменьшается. Слои происходящего перемещаются в пространстве и начинают напоминать обрывки снов и воспоминаний. Ну, это же Мураками, друзья. Тому виной главный герой. Одиночка, ничем не примечательный на первый взгляд человек, но тонко чувствующий. Он долго не может найти свое место в жизни, не умеет и не хочет сходиться с людьми, совершает ошибки, путешествует, выпивает... Таких много. Но у Хадзимэ и ему подобных имеются воспоминания, они и есть самое ценное. И вот однажды эти воспоминания чуть не переворачивают устоявшуюся жизнь зрелого человека.

Если говорить о концепции книги, не касаясь её сюжета, то можно сказать, что это настроение, атмосфера. Она буквально звучит классической музыкой, джазовыми мелодиями и шумом дождя. Одиночество здесь озвучено еле слышным шорохом падающих снежинок.

Тем, кто понимает, а скорее, чувствует такое, эта книга гарантированно понравится. Всем остальным можно взять её на заметку и прочитать, когда будет время и подходящее настроение. Судьбоносных откровений и ответов на важные вопросы вы в ней не найдете. Да и главный герой, хоть и хороший человек, да не орёл (с). Силой духа и благородством души он не отличается.

Однако, мысли, посещавшие Хадзимэ, наверняка посещали каждого хотя бы единожды. Это интересные мысли, хотя они отнюдь не великие. Но ведь настоящая глубина всегда открывается в привычных вещах. Ну и пишет Мураками так, что хочется читать его дальше и дальше, не докапываясь до сути, а просто плыть по течению. А ещё мне понравилось, что в этом романе нет человеко-образов, столь любимых Мураками, а есть сам человек.

-3

В конце романа сюжет уже сильно напоминает сюрреалистическую картину. Но она не пугает. Этот роман не об ошибках и не о том, как их исправить. Он о том, что время необратимо. Что сделано - то сделано. Но это необязательно принимать как догму. Это взгляд Хадзимэ. У вас должен быть свой.

Чуть не забыла. Название книги собирательно, обдуманно и, вместе с тем, случайно. Первая часть - к югу от границы - название песни, которой заслушивались юные Хадзимэ и Симамото, ошибочно приписывая её Нэту Кингу Коулу, в то время, как её пел Фрэнк Синатра.

Вторая - на запад от солнца - по древней народной легенде это то самое место, куда, гонимые тоской от одиночества и однообразия полной тяжёлого труда жизни, устремляются однажды крестьяне в тревожной "сибирской горячке".

По-поводу названия существует много литературоведческих размышлений, можете их почитать. Но мне кажется, что к югу от границы - это Хадзимэ, а на запад от солнца - Симамото. Это, конечно, не география. И даже не музыка.

А вы как считаете?

Нравятся такие книги?