Выпустив десять альбомов и множество синглов, THE BEATLES написали и записали сотни песен. И время от времени их обвиняли в плагиате. В 1968-м Пола Маккартни обвинили в плагиате за припев Ob-La-Di, Ob-La-Da, а через год под прицел попал Джон Леннон с хитом Come Together. Давайте посмотрим, как всё это было.
Первоисточник Come Together
Любой, кто знаком с классическим хитом THE BEATLES Revolution, понимает, что «Великолепная четверка» слушала записи Чака Берри. Однако владелец музыкальной газеты Моррис Леви заявил, что в случае с Come Together влияние перетекло в плагиат. При этом Come Together, наряду с Here Comes the Sun, стал самым культовым треком альбома Abbey Road.
Журнал Rolling Stone утверждает, что когда Джон Леннон впервые сыграл эту песню для Пола Маккартни, Пол сразу же заметил, что она слишком похожа на хит Чака Берри You Can't Catch Me - песню из фильма 1956 года Rock, Rock, Rock!
Джон согласился и попросил Пола помочь ему переделать её. Они поменяли темп и немного изменили основную линию. Но при этом оставили в тексте строчку «Here come old flat-top. He come groovin’ up slowly». Сравним с чаковской «Here come a flat-top. He was movin’ up with me».
Конфликт
Come Together вышла в 1969 году и стала большим хитом. Никаких проблем не было, пока музыкальный издатель Моррис Леви не подал в суд на Джона Леннона из-за сходства Come Together и You Can’t Catch Me.
Ранее в телеинтервью Леннон признал, что песня Чака «оказала влияние» на Come Together.
После заявления Морриса Джон пытался доказать незначительность этого влияния: Come Together - это моя песня, ну да, она немного вертится вокруг старой вещицы Чака Берри. Я взял у него строчку: «Here comes old flat-top».
Основная игра слов тут строится вокруг flat-top. Переводить тексты песен - занятие неблагодарное, но по общему смыслу песни, я перевел бы эту строчку, как «Вот идет старый чувак со стрижкой «авианосец». Популярная в определенных кругах США стрижка.
Леннон продолжил: «Но это совсем не похоже на песню Чака Берри, а они подали на меня в суд - возможно потому, что однажды, много лет назад, я признал его влияние. Я мог бы изменить эту строчку на «Вот идет старое железное лицо», но в любом случае эта песня сама по себе, она не зависела от Чака Берри или кого-либо еще на Земле».
Сделка
Всё это привело к целой серии судебных исков и встречных исков. Но Леннон и Моррис Леви в конце концов пришли к соглашению: Леннон должен был записать ряд песен, принадлежащих Леви. По версии Би Би Си, эта сделка послужила толчком для выхода сольного альбома Джона Леннона Rock ‘n’ Roll. Альбом представлял собой сборник каверов на рок-н-ролльные песни 1950-х годов, в том числе на две песни, принадлежащие Леви: Ya Ya и You Can’t Catch Me.
Большая часть послебитловских работ Леннона была признана критиками, но Rock ‘n’ Roll получил неоднозначные отзывы. Некоторые считали, что Леннон производил впечатление человека, незаинтересованного в песнях, которые он пел. Возможно потому, что альбом был создан скорее из экономических, нежели из творческих соображений.
И несмотря на все эти перепитии, у самого Чака Берри, похоже, не было никаких проблем с Джоном Ленноном. Джон, Чак Берри и Йоко Оно вместе выступали на телевидении через несколько лет после выхода Come Together. Два рокера исполнили на шоу Майка Дугласа песни Memphis Tennessee и Johnny B. Goode, а Йоко Оно достался бэк-вокал.