Найти тему
Цитадель адеквата

Полтергейст: Почему загадка «шумных духов» неразрешима

Оглавление
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
  • В городе говорят о странном происшествии. В одном из домов, принадлежащих ведомству придворной конюшни, мебели вздумали двигаться и прыгать; дело пошло по начальству. Кн. В. Долгоруков нарядил следствие. Один из чиновников призвал попа, но во время молебна стулья и столы не хотели стоять смирно. Об этом идут разные толки.
  • 1833 год, из дневников А. С. Пушкина.

Было время. В девяностые страна подверглась нашествию летающих тарелок, экстрасенсов, снежных людей, астрологов и барабашек. Карта Москвы пестрела точками паранормальной активности. На центральных каналах появлялись репортажи из «нехороших» квартир. А уж книг издавалось, — у меня набралось их две полки.

Не то что бы я очень уж интересовался этой темой. Но среди прочих и этой тоже. Новые, неизвестные в советское время факты требовали рационального объяснения. Информации было море и, казалось, анализ её может дать ключ к пониманию природы творящихся треша и угара. А может быть и привести к великим открытиям.

Собственно, авторы книг занявших мои полки, в большинстве, тоже пытались сопоставлять, подводить статистику, делать выводы и давать объяснения (не обязательно естественные). Но получалось у них плохо. В глаза бросались грубые методологические ошибки. Проблема заключалась в материале, которые брался из других, таких же, но вышедших ранее, книг, — в том числе и иностранных, — и из газет. Само собой, в данных условиях некоторые события, и тем более детали описания явлений, наверняка являлись вымышленными. А некоторые, может быть, и подлинными. Однако, способ отличить одно от другого отсутствовал. Каждый из описателей паранормального мира отделял правду от вымысла строго на глаз — субъективно. И последователи, опираясь на собранные им материалы, получали уже тенденциозную подборку.

Если проще, то при обилии свидетелей и очевидцев, паранормальные явления — все — относятся к категории не наблюдаемых. Ибо с точки зрения науки «наблюдение» осуществляться может только специалистом, только с соблюдением процедуры и только в процессе корректно поставленного и надлежащим образом задокументированного эксперимента. Наука это не суд какой-нибудь. В ней всё по взрослому. Показания случайных свидетелей не принимаются к рассмотрению.

...То есть, попытки проанализировать собранный на полках материал с научной точки зрения — провалились. Но других позиций — с литературных — анализу он поддавался хорошо. Рассматривая «свидетельства» не как факты, а как городские легенды, можно было видеть захватывающую картину зарождения байки, её обогащения деталями и формирования канона. Развитие уфологическое мифа мне удалось проследить в ретроспективе до романтической эпохи «летающих кораблей» на рубеже прошлого-позапрошлого веков. В истории со снежным человеком тоже вскрылись детали удивительные. Анализу вполне поддавались вампиры и демоны… Лишь с барабашками получалась какая-то ерунда.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Но, кстати, о полтергейсте. Для начала, этот миф — древний. В отличие от прочих городских баек, якобы имеющих давнюю историю, но на самом деле появившихся не раньше конца XIX столетия. А то и, как в случае с «котлами» Долины Смерти, —в конце XX века. Внутри каждого из таких мифов есть отдельный миф о «древних свидетельствах» и «народных сказаниях», в которых, если они вообще реальны, всегда говорится о чем-то совершенно другом.

О полтергейсте, однако, упоминают римские и, возможно, более ранние источники. Исследованиями данного явления, собирая материалы, занимались ещё XVI столетии учёные-иезуиты (к слову: инквизиторами работали доминиканцы). И именно явления данного. Независимо от страны, эпохи, культурной среды, имеющего единообразные, уникальные признаки.

...Иезуитская демонология — интересная тема. Но длинная. Тем более, слишком много места займёт одно лишь перечисления всех паранормальных проявлений, объединяемых под названием «полтергейст». Шумные духи говорят (обычно, глупости), стучат, кидают камни, двигают мебель, устраивают фокусы с огнём и водой, носят людей по воздуху… И продолжать перечень лишено смысла уже потому, что он не имеет отношения к делу. Всё перечисленное не уникально для полтергейста и встречается в других мифах: о призраках, домовых и одержимости. То есть, если в дверь шкафа постучали изнутри, это не обязательно барабашка. Может быть, привидение. Или же у жены стоит спросить.

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
Новости популярной науки12 марта 2022

Уникальных же черт именно этого мифа много, и они весьма примечательны. Первой бы я назвал незавершённость истории. События, связываемые с полтергейстом, начинаются без вразумительных причин (хотя, при желании нечто в прошлом всегда можно назначить «причиной») и заканчиваются так же: без объяснений произошедшего в том числе и с антинаучных позиций. То есть, сюжет не имеет завязки и развязки. Для жанра же «приключение» события слишком продолжительны.

Второй примечательной деталью является реакция персонажей. Призрак — пугает. Полтергейст, проявляющийся точно так же, почему-то — нет. Столкновение с потусторонним жертвы переживают стоически, огорчаясь лишь из-за порчи имущества. Причём, страха они не испытывают даже в случаях, если сам полтергейст настаивает, что он — дух загробного мира. Почему-то полтергейсту не верят.

Во всех случаях события развиваются так, словно окружающие откуда-то знают, что полтергейст безопасен и даже бросая камни не способен наносить физический урон. Данная особенность смущала ещё иезуитов. Ибо демон, не покушающийся ни на души, ни на тела людей, и даже пожары устраивающий с соблюдением мер безопасности, представлялся недостаточно адской тварью.

Продолжение работы канала во многом сейчас зависит от подписчиков. Ведь блог с ежедневными публикациями, это не развлечение, а работа.

...Можно бы указать и ещё несколько странностей, например, обычное наличие в историях с полтергейстом «фокального лица» (как правило, ребёнка), но пора переходить к главному. К выводу. Вывод, следующий из анализа особенностей мифа, сильно меня удивил. Явление, лежащее в основе легенды о полтергейсте — реально. Пусть, лежащее глубоко под заносами несортируемого вымысла, но что-то там — есть. Ибо, — в отличие от прочих случаев, — получалось, что миф с такими признаками сам по себе появиться не мог.

Проверить данный вывод легко экспериментальным путём. Попытка сочинить историю о полтергейсте приведёт к появлению в повествовании внутренней логики и деталей противоречащих канону.