Найти тему
Катехизис и Катарсис

Его называли «королём истребителей»

В межвоенные и первые военные годы машины конструкции Николая Николаевича были основой советской истребительной авиации.

Будучи учеником Сикорского, Поликарпов принимал участие в создании и модернизации его самолётов, в т.ч. знаменитого "Ильи Муромца". На благо Страны Советов он трудился с 1918 года, когда пришёл в ГУВФ (Главвоздухфлот). Уже в 1922 году предложил проект самолёта Р-1 - первого многоцелевого аэроплана советской конструкции. А в 1923 свет увидел его И-1 - первый по-настоящему отечественный истребитель.

Самолёты Поликарпова фактически сделали Советский Союз настоящей "воздушной державой". Родина отплатила конструктору сполна - после долгого трудового дня, в четверг 24 октября 1929 года за ним пришли и увели в чём был. "Участие в контрреволюционной вредительской организации" - это вам не шутки. За такое расстреливали без суда. Особенно, если ты "чуждый элемент", сын священника.

Спустя неделю Бутырку, где ожидал исполнения приговора Поликарпов в компании ещё нескольких авиастроителей, посетил Яков Алкснис, замначальника Управления ВВС доблестной Красной Армии. "Ну вы же понимаете, какая сейчас международная обстановка", развёл руками этот свежий выпускник Качинского училища. Но освобождению нашего героя не поспособствовал. Наоборот, объявил об организации ЦКБ-39, где под руководством легендарного Дмитрия Григоровича, чьи аэропланы стригли воздуся как минимум с 1913 года, надлежало слепить новый истребитель для РККА. Разумеется, Дмитрий Павлович возглавил новое КБ также не по своей воле.

Поликарпов имел, что показать товарищу начальнику. Ещё летом 1927 года он разработал проект истребителя под мотор "бристоль юпитер". Правда, по ряду причин И-6 так в серию и не пошёл. Возможно, к этому, как и к аресту нашего героя, приложил руку сам Туполев, но это неточно. В наркомате и других "бдительных" хватало.

Детище ЦКБ-39 называлось ВТ-11. От наименования "Внутренняя тюрьма". В Первом государстве рабочих и крестьян не особо комплексовали насчёт подобных наименований. Этот аппарат был продемонстрирован руководству страны летом 1931 года и произвёл на Сталина и Орджоникидзе самое благоприятное впечатление. Поликарпову с пролетарским размахом на радостях заменили "высшую меру" (под которой он "парился" ни много, ни мало, почти два года!) на 10 лет лагерей. Впрочем, до лесоповала авиаконструктор не доехал. Специальным постановлением ВЦИК он был освобождён из-под стражи.

Потом были И-15, И-16, И-153... Был И-17 - первый в стране моноплан с мотор-пушкой, которому так и не суждено было стать "советским спитфайером". Что поделать, советские двигатели таки оставляли желать!

Был и И-180, чей "кривой" движок повинен в гибели Валерия Чкалова. Скорее всего, этого можно было бы избежать при помощи соответствующей доводки, вот только Главный конструктор Воронежского авиамоторного завода Назаров оказался троцкистом и саботажником.

Был "проект К", который передали Микояну и из которого "выросли" МиГ-1 и МиГ-3. Ради этого из "поликарповского" КБ отозвали несколько десятков специалистов. По воспоминаниям современников, находились такие сотрудники, которые открыто говорили: "Его все равно скоро расстреляют. Кто вас тогда защитит? А у Микояна брат наверху".

Наконец, "проект 62" (И-185), лучший из известных советским авиаспецам самолёт на 1942 год. "Самолет И-185 М-71 по своим летным характеристикам стоит выше всех существующих отечественных серийных и иностранных самолетов. По технике пилотирования и взлетно-посадочным свойствам самолет прост и доступен летчикам средней и ниже средней квалификации. При испытании самолет поднимал 500 кг бомб (2х250 кг) и взлетал и садился с 4 бомбами по 100 кг" - так писали про новую машину сотрудники НИИ ВВС. Кстати, лётчик Стефановский на таком самолёте достиг скорости 680 км/ч.

Судьба этой машины решилась при обсуждении в кабинете Лучшего друга авиаторов письма Поликарпова от 4 февраля 1943 года. Вот, как об этом пишет Александр Яковлев:

"Сталин заинтересовался дальностью полета этого истребителя, заметив, что одна скорость без необходимой дальности еще мало о чем говорит. Мы назвали цифру дальности.
- Проверено в полете?
- Нет, дальность еще не проверена в полете. Это расчетные данные.
- Я словам не верю. Сперва проверьте в полете дальность, а потом будем решать, как быть с этой машиной. Сейчас решать рано.
И отложил письмо Поликарпова в сторону".

Интересно, что в кабинете Вождя народов находились Молотов, Щербаков, Микоян (который нарком), а из авиаспецов - один Яковлев. Что он на самом деле излагал в тот момент - поди знай...

Бомбардировщики, штурмовики, планёры, крылатые ракеты... Много над чем потрудился Николай Николаевич. Хотя он обессмертил бы своё имя одним только легендарным У-2, что очевидно.

Конструктор скончался от рака желудка в 1944 году. Что касается дела, которое ГПУ завело на него, то оно было прекращено только через 12 лет. Родина тебя не забудет!

Автор - Павел Заикин