Найти в Дзене
Motoleon Сhannel

Живая легенда советского мотоспорта

Владимир Субботин с подопечными на шоссейно-кольцевых гонках
Владимир Субботин с подопечными на шоссейно-кольцевых гонках

Владимир Субботин. От воспитанника интерната до призёра мировых чемпионатов.


Владимир Васильевич Субботин:
7 кратный чемпион Москвы гонок по льду начиная с 74г
2х кратный серебряный призер СССР гонок по льду
Золотой призер Москвы 75г гонок по льду
Золотой призер международного чемпионата перед полуфиналом чемпионата мира гонок по льду 77г ( 30 из 30 )
Золотой призер международного чемпионата перед полуфиналом чемпионата мира гонок
по льду в Голландии 80г
Бронзовый призёр чемпионата мира гонок по льду в Германии 82г
Золотой призер Командного Чемпиона по гари СССР 75г
Многократный чемпион Традиционных гонок по льду внутренних соревнований СССР 50-60х годов
Тренер спортивной команды ЦСКА (по военно-прикладным и неолимпийским видам спорта)
Заслуженный мастер спорта СССР


Выдающийся легендарная личность в дисциплине мотоспорта Speedway - гонки на льду. Не самый известный вид спорта в мире прежде всего из-за природных климатических условий. Неудивительно что в России он получил особую любовь и признание, а так же и в таких странах, как Швеция, Финляндия, Германия, Австрия и Нидерланды. В России этот вид спорта начал зарождаться в тридцатых годах и существовал больше как хобби для обычных мотогонщиков. Но в шестидесятых вошёл в состав официальных дисциплин международной федерации мотоспорта. И в 66-м году был в первые проведён чемпионат мира.
Именно этот период выпал на самый расцвет сил, амбиций и стремлений нашего героя. Первое знакомство с мотоциклом произошло в возрасте 15 лет на любительских тренировках гонщиков по льду. Попробовав проехать ледовую трассу на мотоцикле одного из спортсменов, Владимир окончательно и бесповоротно сделал свой выбор. Или это выбор сделал его. Сейчас уже не очень важно. Важнее, что именно в тот момент в душе подростка зародилось стремление, которое повело его по жизни. И ведет до сих пор.

«Секрет успеха - в трудолюбии», - говорит Владимир. И ярко продемонстрировал это заявление успехами своего жизненного пути. Будучи воспитанником интерната Владимир с самого детства приобрёл особенно важные черты характера, как самостоятельность, упорство и дисциплина. Четкое понимание, что никто в этой жизни ничего для тебя не сделает и не принесёт на блюдечке с голубой каемочкой. Если ты чего-то хочешь, если ты действительно чего-то хочешь, - ты должен к этому стремиться, искать способы и делать все сам. Ты должен уметь всё делать сам. Все от чего зависит твой личный результат. Владимир умел и учился постоянно. Помимо того, что Владимиру приходилось работать с раннего детства на заводе, он успевал посещать вечернюю школу и ежедневно тренировался на мотоцикле.
Свой первый мотоцикл он естественно подготавливался сам, сам же и обслуживал. Не без подсказок старших товарищей гоняющих по трассе, разумеется, он всё делал своими руками. Особое внимание на Speedway-ных мотоциклах уделяется шиповке - металлическим шипам на колесах, которые делают возможным скоростную езду по льду. Немалое значение имеет само расположение шипов на колесе и качество этих шипов. Шипы в те времена вытачивали собственноручно на токарных станках. Шиповка производилась также самостоятельно путем накаливания спицы и протыкание покрышки. Со временем Владимир понял и разработал свои хитрости расположения шипов по периметру покрышки, что стало его авторским изобретением. На ряду со стилем прохождения трассы. Работа с газом, закладывания мотоцикла на вираже, учет радиуса поворота, понимание особенностей расположения на дорожках трассы - Эти другие нюансы впоследствии сложились в свой особый стиль гонщика - стиль Владимира Субботина, и принесли впечатляющие показатели сначала на отборочных соревнованиях, а затем и на мировых чемпионатах. По этой же методике Владимир продолжает обучать и поныне своих воспитанников, которые привозит призовые места с зарубежных соревнований.

Путь тренерства начался с печальной истории: на одном из соревнований в 76-м году Владимир получил сильную травму - повредил нерв правой руки, в следствие чего принимать участие в
последующих соревнованиях он не мог. На восстановление реабилитацию потребовалось очень много времени, но выходить из спортивной обоймы было не в характере Владимира, - он продолжал ездить на соревнования и всячески поддерживал своих соратников - участников команды - напутствиями, моральной поддержкой, техническими работами. Здесь-то и раскрылись его тренерские способности, когда, Руководствуюсь наставлениями Владимира, его товарищ привёз гораздо лучшие показатели в заездах.
Вообще товарищество и неподдельное желание делиться знаниями, умениями и соображениями - ещё одна особенность характера Владимира Васильевича.


Один только его вклад в создание защитной экипировки для спортсменов спидвея чего стоит. На тот момент экипировка была весьма относительной: из защиты - только шлем и боты; на теле же оставался просто кожаный комбез без дополнительной защиты плеч, коленей, локтей, что приводило к большому количеству травм при любом падении. Гонки на льду и в принципе травмоопасный вид спорта. Мало того, что во время заездов, при входе в поворот и максимальном наклоне мотоцикла гонщик рискуют столкнуться с мотоциклом соперника, где шипы чрезвычайно острые и любой контакт с ним опасен для спортсмена, так еще и с каждым заездом ледовое покрытие трека немного разрушается, дорожка становится все более коварной. Сохранить контроль над мотоциклом и не улететь в заграждения трека в таких условиях - занятие не из легких. Улетали так или иначе все. Случались даже смертельные исходы. Но те, кто выживал - поднимались и продолжали гонку. Свою Гонку жизни, нацеленную только на результат. Таким был и Владимир. Поэтому, когда
в 83 году в разгар его тренерской деятельности к нему обратились за консультацией по изготовлению экипировки для сборной Швеции по спидвею, Он детально объяснил про накладки и укрепление комбезов в особо уязвимых местах, а также вариантах их изготовления. Результат: та экипировка, в модификациях которой ездят сейчас все спортсмены. Падают, встают и продолжают гонку,так как если уж и упал, то костюм - в клочья, а гонщик - цел.

«У нас нет возможности создать - пусть хоть они не бьются. Мне не жалко поделиться», - комментировал свой поступок Владимир. А По факту просто подарил патентную идею.

Так же в свое время произошло и с моторами для гоночных мотоциклов.

Обработку головки мотора Владимир проводил собственноручно.
Сам держал борт машинку в руках, продувал каналы, ставил легче пружины и клапана, облегчал шатун. После рабочей смены приходил на завод и занимался техническими модификациями своего мотоцикла. Зачем?
Затем чтобы добиться более высокой мощности двигателя, чем стандартный заводской, и показать на заезде еще более высокий результат. Ему это удалось. Своими усилиями Владимир добился увеличения мощности мотоцикла 5, чем стандартный «Ява».
Выступал на двух моторах, чередуя их между заездами и соревнованиями.

Когда на одном из чемпионатов чешский конструктор Иорда Червинка увидел, как Владимир крутит мотор, он был весьма впечатлен и задал массу технических вопросов. Владимир и здесь поделился находкой. И снова подарил идею.

Сколько было таких идей, сколько из них реализовано, сколько их по сей день остается…
Иначе и быть не может, когда человек всецело чем-то увлечён, занимается любимым делом и полностью ему отдается. В любые времена в любых сферах деятельности существуют такие неугомонные идейные одержимые личности - они-то и толкают развития вперёд.
Владимир Субботин - Легенда своего времени. Рассвета Спидвея в России.

К сожалению после событий 90 годов официальная поддержка данного вида спорта, как много в стране, прекратилась и постепенно актуальность этой дисциплины сошла на нет. Однако в начале двухтысячных годов стали предприниматься попытки возродить столь яркий национальный вид спорта. Стали проводиться соревнования. Основными тренировочными базами и местами проведения чемпионатов на данный момент являются Новосибирск, Тольятти, Уфа, Ханты-Мансийск. Эти увлекательные соревнования по-прежнему интересны зрителям и собирают полные стадионы.

«Все просто», - комментирует данную ситуацию Владимир. «Будут финансовые вливания - будет развитие спорта».
На данный момент поддержки ДОСАФ недостаточно для Возрождения и выведение на должный уровень данную дисциплину в Москве. Нет ни тренировочной базы, ни техники, ни возможности взращивать спортсменов серьезного уровня без наличия собственных ресурсов. Однако лёд тронулся и после 20 летнего перерыва Speedway снова принимает попытки возродиться. Что дальше - покажет время. И возможно совсем скоро мы сможем в полной мере насладиться чемпионатами, международными соревнованиями, испытать гордость за наших спортсменов. Или просто окунуться в мир рёва моторов, огромных скоростей, летящих во все стороны осколков льда и заново открыть для себя и подрастающего поколения этот великолепный зимний вид спорта.

Беседовала: Бутырина Лариса