Плоха или хороша полугусеничная схема шасси как таковая – вопрос дискуссионный, и командование Красной армии в 1942 году особо не заботивший. Важнее теоретических размышлений тогда оказалась практика – заменой задних колес обычного грузовика на «танковые» тележки относительно недорого и быстро решалась проблема с артиллерийскими тягачами, которых катастрофически не хватало после жутких неудач и массовых потерь 1941-го.
Военные рассудили логично: лучше уж иметь компромиссную эрзац-механизацию, чем таскать орудия лошадками.
Поэтому как только после спешной эвакуации ситуация в промышленности несколько устаканилась, из архивов подняли предвоенные проекты перевода «Трехтонки» ЗИС-5 на полугусеничный ход, наскоро испытали прототип и запустили в производство под индексом ЗИС-42. Собирали машину до 1946 года, успев сделать около шести тысяч единиц.
Однако до наших дней условно сохранился лишь один ранний экземпляр. Условно, потому что спецам мастерской Евгения Шаманского пришлось восстанавливать тягач буквально из обломков, складывая по частям на манер головоломки. Зато сегодня вернувшийся с того света уникальный экспонат не просто украшает столичную выставку «Моторы войны», но и не упускает случая выступить перед публикой в движении. Зрелище, отмечу, захватывающее для фаната техники.
Интересно, что в разряд ценнейших раритетов ЗИС-42 угодил как раз во многом по причине широкой унификации с обычным бортовым грузовиком. После Великой Отечественной, когда изрядную долю армейского автомобильного парка передали в народное хозяйство, смекалистые водители правдами и неправдами избавлялись от гусеничных тележек, подкатывая под платформу стандартный колесный мост. В оригинальном виде тягачи дольше всего сохранялись в северных труднодоступных районах, где проходимость ценили выше экономичности и скорости. К примеру, остатки этого экземпляра 1942 года выпуска обнаружили в Карелии.
Причина нелюбви гражданских шоферов к полугусеничному ходу была сугубо прагматической. Громоздкая конструкция тянет примерно на две тонны (!), с трудом позволяя разгоняться до четвертой передачи (30-40 км/ч по твердой дороге – уже счастье) и заставляя грузовик с неистовым аппетитом пожирать бензин.
Расход топлива ЗИС-42 в разы превышает показатель колесного ЗИС-5, при худшем раскладе приближаясь к чудовищной отметке «литр на километр».
Вдобавок в вездеходном варианте снижается грузоподъемность, что тоже транспортникам невыгодно.
Прочитав такое, хочется по традиции приложить советских инженеров. Мол, придумали ерунду и впарили армейцам в трудный момент. Однако не стоит забывать: с того момента, как заведующий технической частью Императорского гаража Адольф Кегресс в начале 20 века стал проповедовать в России, а после и в родной Франции полугусеничный ход, конструкция прошла немало итераций развития и к началу Второй мировой войны эволюционировала до вполне законченной разработки с очевидными специалистам плюсами и минусами. Пусть недостатков хватало, однако от самых критичных «детских болезней» ЗИС-42 избавили, заставив чашу весов склониться в пользу ощутимой вездеходной выгоды.
Посмотрим вблизи, что собой представляет этот тягач. Начнем с хвоста, заглянув машине под «юбку». Там увидим закрепленный на продольных рессорах ведущий мост, который несколько отличается от аналогичного узла колесного ЗИС-5.
К мосту с каждого борта подвешены балансирные гусеничные тележки. Штампованный кожух защитного цвета скрывает цепь, передающую крутящий момент от полуоси к переднему ведущему колесу.
Чтобы резиновые бандажи катков не проскальзывали по гусенице, зацепление сделали принудительным. Снаружи зажатое скатами зубчатое колесо едва заметно, нужно присматриваться.
Сзади на каждой тележке расположен ленивец, посредством которого регулируется натяжение гусеницы.
Лента – резинотканевая, с выраженными грунтозацепами. Со слов реставраторов и водителя ЗИС-42, которым повезло испытать восстановленный тягач на бездорожье уже в наши дни, гребет машина уверенно. При этом изнашивается такая гусеница меньше металлической, если, конечно, за рулем грамотный человек.
В стремлении обеспечить тележкам максимальную артикуляцию на пересеченном рельефе инженеры установили бортовую платформу повыше – на «двухэтажном» надрамнике. И все равно на всякий случай предусмотрели на кузове ограничительные отбойники.
В итоге высота ЗИС-42 получилась внушительной, что создает определенные неудобства при езде.
Например, во время передвижения по экспозиции «Моторы войны» уникальная машина не уложилась в вертикальный габарит одного из проемов и с трудом протиснулась сквозь него, зацепив потолочные балки и противопожарные распылители.
В этом же ролике показано маневрирование ЗИС-42 в очень тесном пространстве. В отличие от немецких полугусов советская модель не имеет специальных приспособлений на манер тракторных или танковых.
Водитель меняет курс исключительно поворотом передних колес, буквально наваливаясь массой тела на руль без усилителя. Удивительно, но, опять же по отзывам реставраторов, тягач послушно следует намеченной траектории даже на снежной целине.
Раз уж заговорили о шоферском труде, самое время забраться в кабину ЗИС-42. Проза сурового военного времени: деревянная «будка», деревянная подножка… Между ними – аккумуляторная батарея.
Условия внутри, мягко говоря, спартанские. Относительная защита от снега, дождя, ветра – и только.
Сквозь технологические вырезы в полу видно дорогу.
Над головой – реечный потолок.
От непогоды прикрывают хлипкие стеклоблоки.
Комбинация приборов – сама простота. Ближе к водителю разместили указатель давления масла и амперметр. Спидометр сдвинут к правому краю.
Человек знающий также отметит минимальное количество рычагов в кабине: стояночный тормоз да «кочерга» четырехступенчатой несинхронизированной коробки передач. Ведь особых внедорожных приспособлений у ЗИС-42 тоже нет – демультипликатор или блокировки отсутствуют.
А вот механические тормоза в ведущие колеса задних тележек встроены. Но нужны они по факту только на уклонах. ЗИС-42 настолько тихоходен, а КПД полугусеничного движителя так низок, что при выключении сцепления машина и без команды норовит остановиться. Наката почти нет.
Вообще на ЗИС-42 планировали ставить форсированный до 85-86 сил двигатель ЗИС-16, однако на деле с конвейера сходили главным образом тягачи с обычной рядной 5,6-литровой «шестеркой» мощностью сперва 73, а затем 76-77 лошадиных сил. Музейный же экспонат пока обходится так называемым обкаточным мотором послевоенного выпуска. Родной агрегат ждет своего часа в закромах мастерской Евгения Шаманского.
Доступ в отсек открывают боковые подъемные створки. Справа видна вертикальная канистра с запасом масла.
Еще одна подобная емкость закреплена на правой подножке.
Питание прожорливого движка обеспечивали топливные баки, расположенные под диваном в кабине и за ней – между рамой и кузовом.
Еще одна отличительная особенность ЗИС-42 – защитная решетка фар и радиатора. Иногда по каким-либо причинам на конвейере ее не ставили, но если после войны на дороге попадался ЗИС-5 с таким аксессуаром, это обычно говорило о том, что машину некогда перевели с полугусеничного на колесный ход.
Интересный инструмент повышения проходимости ЗИС-42 – стальной изогнутый лист под балкой переднего моста. Предполагалось, перед съездом на снег колеса станут обувать в лыжи из бортового комплекта оборудования. И при таком вооружении машина не будет зарываться носом в рыхлое покрытие.
Схема передней подвески без изменений взята от обычной «Трехтонки». Однако обратите внимание на шины – это резина марки Firestone. На восстановленном тягаче современная, из специальной ретролинейки, а во время Второй мировой войны такие покрышки приходили в СССР по ленд-лизу.
Когда ЗИС-42 вернулся на исходную точку в экспозиции, было принято решение осмотреть грузовой отсек на предмет повреждений от бодания с потолком. К счастью, раритет легко отделался – обошлось сломанной рейкой.
Заодно можно поглядеть, сколько добра способен увезти советский полугус. Обстановка без изысков, зато хватит места и для артиллерийского расчета, и для боекомплекта. Надо только держать в уме, что с переходом на полугусеничный ход грузоподъемность ЗИСа сократилась с 3000 до 2250 кг. Хотя кто об этом думал в боевой обстановке – грузили до отказа, лишь бы задачу выполнить…