Найти тему
ВТБ Страна

Русские художницы: 3 знаменитые фамилии

Оглавление

Рисовальные классы для девочек при Императорском обществе поощрения художеств открылись в конце 1830-х годов. Так в России начинается история женской профессиональной живописи. Вспомним имена трех художниц и особенности их творчества.

«Любовь ее к искусству неимоверна»: Софья Сухово-Кобылина

Софья Сухово-Кобылина. «Софья Васильевна Сухово-Кобылина, получающая на Акте в Академии художеств большую золотую медаль за “Пейзаж” с натуры», 1854 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Софья Сухово-Кобылина. «Софья Васильевна Сухово-Кобылина, получающая на Акте в Академии художеств большую золотую медаль за “Пейзаж” с натуры», 1854 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

В 1854 году большую золотую медаль Императорской Академии художеств впервые получила женщина — Софья Сухово-Кобылина. Награды она удостоилась за два написанных с натуры крымских вида и картину «Сосновый бор в окрестностях Мурома». Ее триумф открыл для женщин дорогу в академическую живопись. Сама Софья столь горда медалью, что пишет автобиографическое полотно «Софья Васильевна Сухово-Кобылина, получающая на Акте в Академии художеств первую золотую медаль».

Художница продолжает обучение и едет за свой счет за границу, где ее дом становится салоном для всех русских художников. Постепенно от пейзажной живописи Софья переходит к портретной. Одна из самых известных ее работ — автопортрет 1847 года.

Софья Сухово-Кобылина. «Автопортрет», 1847 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Софья Сухово-Кобылина. «Автопортрет», 1847 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Софья удачно сочетает портрет и жанровую сцену: одетая в скромное коричневое платье героиня словно на секунду отвлеклась от незаконченного пейзажа на мольберте, обернувшись к зрителю. В руках у нее кисти, палитра и муштабель — специальная деревянная палочка, которая используется для поддержки руки. Тщательно выписан не только пейзаж в традициях академического романтизма, но и предметы интерьера: картины и эскизы на стенах, ковер с орнаментальным узором на полу. Любовь художницы к искусству, по воспоминаниям ее наставника Егора Мейера, была неимоверна.

«Амазонка авангарда» Наталия Гончарова

Наталия Гончарова. «Автопортрет с желтыми лилиями», 1927 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Наталия Гончарова. «Автопортрет с желтыми лилиями», 1927 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Знаменитый импресарио Сергей Дягилев писал: «Наиболее замечательным авангардным художником в России является женщина — Наталия Гончарова». А поэт-футурист Бенедикт Лившиц называл ее «амазонкой авангарда».

Этому были веские причины: Наталия Гончарова работала в разных авангардистских стилях и не ограничивалась какой-то одной творческой манерой. Примитивизм, неканонические изображения святых, лубок, изобретенный вместе с мужем Михаилом Ларионовым лучизм, неопримитивизм, футуризм, фовизм, кубизм, экспрессионизм — все эти направления отразились в творчестве одаренной художницы.

Ее концепция «всёчества» подразумевала обращение к самым разным стилям и эпохам в истории искусства, постижение сути «чужого искусства» и поиск в нем вдохновения для творческого обновления живописной культуры 20 века.

Художница активно выставляла свои работы, но часто ее выставки сопровождались скандалами. Так было с обнаженными натурщицами, которых посчитали слишком соблазнительными, и библейским циклом «Евангелисты».

Наталия Гончарова. «Сбор яблок», 1909 год, Частная коллекция  © Public domain
Наталия Гончарова. «Сбор яблок», 1909 год, Частная коллекция © Public domain

Сегодня картины Гончаровой ставят рекорды на аукционах как самые дорогие живописные работы, созданные женщиной. В 2008 году ее «Цветы», соединившие последние веяния европейского искусства с лучизмом, продали за 10,9 миллиона долларов. Годом раньше картина в стиле примитивизма «Сбор яблок» была продана за 9,8 миллиона долларов.

«Улыбка во весь рот»: Зинаида Серебрякова

Зинаида Серебрякова. «За туалетом. Автопортрет», 1909 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва  © Public domain
Зинаида Серебрякова. «За туалетом. Автопортрет», 1909 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Зинаида Серебрякова происходила из творческой династии Бенуа-Лансере. Вдохновляющая атмосфера семьи повлияла и на Зинаиду. Сюжеты и темы в начале пути художница черпала в родовом имении Нескучное, с его привольной сельской жизнью, буйством красок, разнообразием типажей и поэтикой крестьянского труда.

Известность художница получила благодаря зеркальному автопортрету «За туалетом», представленному на седьмой выставке Союза русских художников. Картину приобретает Третьяковская галерея, а Александр Бенуа называет автопортрет «самой радостной вещью».

Зритель словно видит отражение в зеркале — этот прием создает необходимую отстраненность и в то же время привносит оттенок интимности. Дезабилье, бусы и флаконы духов, шпильки и высокие свечи зазеркалья — художница будто смотрит на себя со стороны. Молодость и свежесть героини созвучны бодрому началу дня.

Зинаида Серебрякова. «Беление холста», 1917 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва  © Public domain
Зинаида Серебрякова. «Беление холста», 1917 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

За признанием наступает время творческого расцвета: Серебрякова пишет картины, посвященные красоте женского тела и воспевающие крестьянский труд. Часто рисует своих четверых детей, портреты домочадцев и пейзажи, создает балетные серии и работает над картинами в стиле «ню». Уже после революции и эмиграции она продолжит работать в жанре портрета и пейзажа и напишет яркую серию марокканских этюдов.

Полную версию статьи читайте на нашем сайте vtbrussia.ru.

Для справки:

Познакомиться поближе с работами русских художниц можно в музеях страны. Например, Государственной Третьяковской галерее или Государственном Русском музее. Банк ВТБ поддерживает эти культурные институции.