Найти тему

Как составить досудебную претензию

Претензия представляет собой письменное несогласие одной стороны гражданско-правовых отношений с действиями поведением (действиями или бездействием) другой стороны.

Основаниями для направления претензии могут быть неисполнение обязательств в предусмотренный договором срок, несоответствие качества товара оговоренным условиям, не предоставление оговоренных сторонами документов, неполная оплата по договору, полное бездействие другой стороны и т.д.

Досудебный претензионный порядок урегулирования спора в гражданском процессе не является общеобязательным. Перед подачей иска в суд общей юрисдикции такой порядок требуется лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом, либо если такой порядок досудебного урегулирования спора предусмотрен текстом договора.

В абсолютном большинстве бытовых случаев досудебный претензионный порядок урегулирования спора является не обязательным, но его несоблюдение может повлечь за собой определенные негативные последствия для истца.

Например, если по закону о защите прав потребителей и в заключенном продавцом с потребителем договоре нет пункта об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, то потребитель вправе подать в суд иск против продавца о возврате товара и возмещении его стоимости.
Однако, если потребитель не предъявит продавцу досудебную претензию, то он не вправе будет требовать в судебном порядке взыскания с продавца в свою пользу 50-процентого штрафа за неисполнение требования в добровольном (досудебном) порядке.

Досудебная претензия составляется в письменном или электронном виде и направляется контрагенту по адресу, предусмотренному соглашением сторон. Причем форма претензии и порядок её направления имеют существенное значение.

Например, если в договоре указано, что вся переписка сторон договора ведется исключительно в электронном виде и путем направления писем по электронным адресам, указанным в тексте договора, то направление претензии в письменном виде заказным письмом по адресу места регистрации получателя не будет считаться надлежащим исполнением обязанности по досудебному (претензионному) урегулированию спора.

В досудебной претензии должны быть указаны отправитель претензии, её получатель, реквизиты договора, а также обстоятельства, свидетельствующие о нарушении условий договора. В тексте претензии должны быть четко прописаны требования, которые отправитель претензии предъявляет адресату. Если речь идет о возврате денежных средств, то всегда желательно указывать способ возврата и реквизиты для возврата денежных средств.

Немаловажным является также и такое условие претензии, как срок исполнения содержащихся в претензии требований. В противном случае, если в претензии не будет указан срок для её добровольного исполнения, то будет невозможно установить, с какого момента у отправителя претензии возникает право на обращение с иском в суд. Сроки исполнения претензионных требований могут быть предусмотрены либо федеральным законом, регулирующим спорные правоотношения, либо условиями договора. Если же срок добровольного исполнения претензионных требований не предусмотрен ни законом, ни договором, то применяется, так называемый, разумный срок для исполнения требований, который в большинстве случаев составляет 30 дней с момента получения претензии.

В зависимости от того, какой был избран способ доставки претензии (электронная почта, заказное или ценное письмо, курьерская доставка, телеграмма и т.д.) различаются даты вручения претензионного письма.

Например, если речь идет об отправке претензии по электронной почте, то считается, что такая почта была доставлена в момент отправки электронного письма, а если претензия была отправлена заказным письмом, но адресат уклонился от получения письма, то претензионный порядок будет считаться выполненным с момента, когда письмо будет направлено обратно отправителю в связи с его невручением адресату.

Немаловажным аспектом является и такой момент, как грамотное описание в тексте претензии возникшей спорной ситуации и возможных правовых последствий для адресата, если он не согласится с изложенными в претензии требованиями. На практике нередки случаи, когда, ознакомившись с текстом грамотно составленной претензии, получатели претензии решали для самих себя, что при такой аргументации, которая была изложена в претензии, их шансы на успех в суде крайне незначительны, а потери будут слишком серьезными, и соглашались добровольно выполнить все изложенные в претензии требования в добровольном порядке.

Таким образом, если ваши аргументы в претензии будут изложены максимально грамотно и доходчиво для получателя претензии, то это увеличивает шансы на внесудебное разрешение спора.

Будьте всегда в курсе новых статей и видео на моем канале. Делитесь статьями в социальных сетях и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ.

Существенное значение имеют и те требования, которые отправитель заявляет в тексте своей претензии. Это вовсе не значит, что требования претензии должны до последней копейки совпадать с требованиями впоследствии заявленного иска. Вовсе нет! Отправитель претензии, до момента принятия судом решения по делу, всегда может поменять цену иска. Главное – чтобы в претензии содержались требования, сопоставимые с теми, что будут заявлены позднее в иске.

Например, если отправитель претензии заявляет требование о возврате денежной суммы, оплаченной им за автомобиль, то в иске должно содержаться аналогичное финансовое требование, а не требование об обязании замены неисправного автомобиля на технически исправный автомобиль. Эти два требования являются абсолютно разными, и заявление в иске какого-то принципиально нового требования, не связанного с первоначальным требованием, изложенным в претензии, будет расцениваться, как несоблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора.

В том случае, если претензия была направлена адресату, и адресат получил эту претензию и дал на неё ответ, не устраивающий отправителя претензии, то, в дальнейшем, к иску нужно будет приложить, как текст отправленной претензии, так и текст полученного на неё ответа.

Если же адресат уклонился от получения претензии или получил претензию, но никак на неё не отреагировал, то к исковому заявлению нужно будет приложить текст претензии, а также документы, свидетельствующие о факте её получения или неполучения адресатом. Как правило, в качестве таких подтверждений используются Уведомление о вручении (если претензия была направлена заказным письмом с уведомлением о вручении) или распечатка Отчета о почтовом отправлении с сайта почтовой службы (если претензия была направлена курьерской почтой или ценным письмом с описью вложения). При направлении претензии по электронной почте, подтверждениями вручения являются скриншот письма из электронного почтового ящика с электронным адресом получателя письма, а также текст договора с указанием в нем именно того адреса электронного почтового ящика, на который было отправлено электронное письмо.

Грамотное соблюдение досудебного претензионного порядка урегулирования спора не только гарантирует беспроблемное принятие судом заявленного иска, но также увеличивает вероятность положительного исхода судебного спора.

Записаться на консультацию можно по телефону: 8 (495) 740-55-17

Ещё больше статьей, новостей и он-лайн консультации ждут вас на моём сайте: https://kmcon.ru

Моя страница ВКонтакте

Электронная почта: veter2016rus@yandex.ru