Системы образования не похожи в разных странах. Однако если мы сравним системы образования в Британии и в России, то увидим, что обе системы имеют сходства, но есть некоторые аспекты, отличающие их друг от друга. Основная цель обеих систем образования – подготовить детей к успешному будущему, сформировать «полноценную» личность как в духовном, так и в физическом плане, а также научить детей взаимодействовать с другими членами общества, воспитать дух толерантности и гуманности.
А в чём разница?
Главное отличие российских и британских школ в том, что последние независимы от центрального правительства. Школе в Великобритании не предписывается определённая программа обучения, за неё не определяется, какие книги или материалы использовать, не указываются точные дни каникул или точный возраст, в котором ребенок должен начать очное обучение. Школа обладает широкой автономией. Система образования в Соединённом Королевстве имеет свои особенности, а Шотландия, Ирландия и Уэльс, в свою очередь, имеют отличия. Я беру во внимание, в основном, Англию.
В России, как мы знаем, государство предоставляет большинство образовательных услуг через Министерство просвещения. Региональные власти регулируют образование в пределах своих полномочий в рамках действующих федеральных законов.
Что-то, похожее на ФГОС
За вопросы, связанные с образованием отвечает Department of Education (Департамент образования), который занимается разработкой национального учебного плана (Curriculum), который в дальнейшем должен быть изложен в программах обучения, разрабатываемых школами. К слову, это напоминает введение ФГОС в России и переделывание системы образования под новые государственные стандарты.
Контроль за качеством образования
Надзорным органом над школами выступает организация, которая называется Ofsted (Office for Standards in Education). Его роль заключается в том, чтобы организации, предоставляющие услуги в области образования, обучения и ухода в Британии, соответствовали современным высоким стандартам. Если говорить о московских школах, то это наш любимый и родной МЦКО.
Интересно, можно ли представить, что британских учителей перед приёмом на работу или время от времени заставляют сдавать школьный выпускной экзамен по преподаваемому ими предмету?
Чтобы, как сказал бывший руководитель ДепОбра Москвы Исаак Калина, доказать свои компетенции, особенно если учитель приехал из российского региона в великую Москву. Ну и чтобы почувствовать себя на месте учащегося. Звучит довольно комично, а воплощение в жизнь можно представить разве что в какой-нибудь сатире, ну или в московской школе.
Выбор предметов для изучения в школе
В Великобритании список обязательных предметов (Core Subjects) невелик и включает математику, английский язык, музыку и т. д. Все остальные предметы (Foundation Subjects) могут быть выбраны учеником в качестве факультативов в соответствии со своими интересами и планами уже в средней школе.
Отсюда становится ясно, что при сравнении российского и британского образования, последнее обеспечивает более гибкие условия для получения знаний уже на школьном этапе.
Общий стиль преподавания в Британии отдает приоритет развитию понимания, а не получению знаний и обучению применению этих знаний к конкретным задачам. Например, у младших школьников не так много домашних заданий, как в России, где упор делается на посещаемость, зазубривание знаний и выполнение задания. О типах школьных экзаменов расскажу подробнее в другой раз.
Школьная форма обязательна?
В России решение об обязательном ношении школьной формы и ее внешнем виде принимается каждым учебным заведением индивидуально. А в Великобритании форма является обязательной в большинстве государственных и частных школ. В ряде учебных заведений с давней историей форма к тому же символична.
Острая тема для дискуссий в российском обществе
Ну и, в завершение, стоит отметить отдельно тот факт, что в британской системе образования отдельно уделяется особое внимание сексуальному и религиозному воспитанию. Как и Россия, Британия – мультикультурная страна, и школу посещают дети из различных этносов, из семей, где исповедуются разные религии. Это требует тщательной проработки учебной программы таким образом, чтобы были учтены права каждого учащегося в классе.
Сексуальное воспитание в Англии на Key Stage 3 и 4, т.е. с 11 лет, является обязательным. В России на тему полового воспитания в школах наложено строжайшее табу, и просвещение детей в этих вопросах отдаётся родителям, а религиозное образование осуществляется через учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», где родитель может выбрать подходящий модуль из шести представленных.
Что говорит статистика?
Результаты такого подхода к сексульному образованию в РФ и Британии можно увидеть в официальной статистике: в 2018 году уровень подростковых беременностей у лиц младше 18 лет в Англии и Уэльсе снизился на 6,1% до 16,8 на 1000 женщин в возрасте от 15 до 17 лет. А по данным Росстата, в России в 2018 году среди несовершеннолетних было зарегистрировано 11.361 рождений детей, что на 114 детей больше статистики 2019 года.
Итог?
В завершение, как мне кажется, стоит сделать логичный вывод, что, несмотря на кажущееся сходство образовательных систем снаружи, британское и российское образование качественно сильно отличаются внутри, по своему содержанию, управлению, стандартам и требованиям.
Если вы уже здесь, то спасибо большое за ваше внимание и за то, что дочитали до конца!
Вопросы читателям:
- Как вы думаете, что мы могли бы почерпнуть из британского опыта в сфере образования, чтобы улучшить наши школы?
- Что из перечисленного вам кажется совершенно неподходящим для российской школы?
Подписывайтесь на мой канал в Telegram!
Мой канал в Telegram | Facebook
Мои другие связанные статьи на Яндекс.Дзен:
- Предметная диагностика МЦКО для учителей
- Discord-сервер учителя в средней школе на дистанте, часть 1
#образование #средняя школа #егэ #великобритания #россия #фгос #английский язык