«Используя камень, дерево и бетон, вы сооружаете дома и дворцы: это строительство. Однако вдруг вы затрагиваете мое сердце, мои чувства, я счастлив, я говорю: «Красиво». Это - Архитектура.» Ле Корбюзье.
Ле Корбюзье (настоящее имя - Шарль Эдуард Жаннере-Гри) - будущий знаменитый архитектор родился в Швейцарии в конце 19 века. В 15 лет стал ювелиром. В 17 лет создал свой первый дом. Не имел архитектурного образования, был самоучкой. Много путешествовал, посещал музеи, библиотеки, систематически занимался самообразованием.
Слоган «дом - машина для жилья» придуман Ле Корбюзье. Машина - это для него прежде порождение гладкой поверхности, нового эстетического вкуса и точного расчета.
Самое знаменитое здание - Вилла Савуа (в нашей литературе из-за ошибки переводчика она значится «Савой) под Парижем. В основе его архитектурной идеи - простота геометрии, белые фасады без орнамента, большие горизонтальные окна, плоские крыши, железобетонный каркас. Наличие опор-столбов, поднимающих сооружение над землей, крыша-терраса с садом, который, по мнению мастера, возвращало городу зелень, отснятую объёмом дома, свободная планировка, ленточное окно, расположенное вдоль по фасаду.
Ле Корбюзье писал: «Город! Это символ борьбы человека с природой, символ его победы над ней. Это рукотворный организм, призванный защищать человека и создавать ему условия работы. Это плод человеческого творчества.»
Ле Корбюзье создаёт проекты городов, пишет книги, придумывает дизайн мебели, занимается живописью, участвует в международных конкурсах, проектирует здания в разных странах, в том числе в СССР.
Ле Корбюзье стал использовать чистый железобетон, без дополнительной обработки и причислил его «к числу благородных материалов». Иногда, однако, добавлял небольшие поверхности, окрашенные яркими цветами (красный, синий, желтый).
Ле Корбюзье нарушал все привычные представления об архитектуре. Особенно ярко это проявляется в капелле в селении Роншан. Асимметрия, мощные изгибы бетонных плит кровли, алтарь для богослужения на открытом воздухе, округлая башня, оконные проемы разных размеров и форм - все это крайне не характерно для архитектуры религиозных сооружений. Капелла расположена на высоком холме и производит неизгладимое впечатление. Сам автор писал о своём творении: «абсолютно свободная архитектура».
В 1945 Ле Корбюзье изобрёл модулор - универсальный измерительный масштаб, основанный на средних размерах человеческого тела. Он старался создавать дома для человека, соразмерные человеку. И даже все конструкции в домах рассчитывал исходя из пропорций модулора.
Следует вспомнить о времени, когда был создан модулор - после Второй мировой. Тогда станет ясно, почему человеческий модуль стал знаком особого символического наполнения, казалось бы, элементарных архитектурных форм. И оценить гуманистический смысл сотворённого.
П.С. Статья создана на основе книги «Ле Корбюзье» из серии «Великие Архитекторы».