Сегодня в храмах вспоминается последняя проповедь Спасителя в Иерусалимском храме и вне его. Слова, произнесенные Мессией в этот день, повествуют о грядущем воскресении мертвых, Страшном Суде, о Его будущем распятии. Также Христос обличает книжников и фарисеев и рассуждает о действии и бездействии в притчах о кесаре, о разумных и неразумных девах, зарытых талантах.
Фарисеи, которые уже твердо решили погубить Иисуса, пытались спровоцировать Его на опрометчивый ответ вопросом «Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» Коварство такого вопрошания заключалось в том, что любой ответ Спасителя ставил Его в опасное положение. Если бы Он ответил «да», то народ решил бы, что Иисус поддерживает римских захватчиков, и отвернулся бы от Него. Если бы Он ответил «нет», то это означало бы, что Он выступает против правителя.
Но Спаситель, провидел это лукавство, поэтому попросил дать Ему монету, на которой было отчеканено лицо кесаря (римского императора) и произнес знаменитую фразу: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф.22:21).
Такими простыми словами Христос, с одной стороны, размежевал вопросы веры и политики, Божественного и земного, а, с другой, призвал чтить закон, частью которого была уплата подати.
Коварство фарисеев подвигло Спасителя обратиться с проповедью к народу, в которой Он обличил лицемерие книжников: «итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Евангелие от Матфея, гл. 23:3). После крайне жесткой и подробной оценки напускного благочестия и лицемерия фарисеев и книжников, которыми двигала не истинная вера и любовь к Богу, а лишь жажда власти и почестей, Иисус обращается к апостолам с горькой вестью.
Мессия предрекает разрушение Иерусалимского храма, Второе Пришествие и Страшный Суд, призывая каждый день и час быть готовым к встрече с Богом, «потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф.24:42).
И это обращение адресовано не только к ученикам Христа. Оно – к каждому из нас. Опрометчиво думать «еще успею покаяться и исправиться», мы не знаем, сколько нам отпущено. Поэтому важно жить так, чтобы в любой момент быть готовым предстать перед Господом и принять Его суд. Соблюдать заповеди, исповедоваться и причащаться.