Найти в Дзене
Fon Kraft

Какие повреждения получал самолёт во время боевого вылета? | Как сделать модель самолёта с повреждениями?

Однажды я задался вопросом: "Если очень много диорам с разбитой наземной техникой; если достаточно диорам с затопленной надводными и подводными судами, то почему весьма мало работ, показывающих повреждения авиации"? Допустим, что приложиться о землю со скоростью несколько десятков (а то и сотен) километров в час никому здоровья не добавляет, но ведь история знает случаи, когда самолёты возвращались обратно на аэродром. Сильно потрёпанные, но ведь вернулись. И даже были отремонтированы. Почему же их не показать при создании диорам?

Добрый день, читатели и подписчики канала #fon-kraft . Рад приветствовать вас на страницах своего блога на платформе Яндекс.Дзен. Сегодня речь пойдёт об имитации повреждений на авиамоделях. Ведь, согласитесь, насколько интересно и увлекательно выглядят "живущие" модели танков, автомобилей, кораблей, со следами эксплуатации, повреждения и ремонтов, настолько же любопытными могут быть и модели самолётов.

Осенью мы с вами уже рассматривали особенности повреждения самолётов.

Однако ж история изобилует фактами, когда боевая машина, попавшая под обстрел, не только благополучно выходила из боя, но и успешно совершала посадку на своём аэродроме. А уж там уже попадала в руки авиационных техников и ремонтных бригад.

Оставим особенности аэродинамики и воздухоплавания для другой статьи, пока же обратим внимания на ту технику, что уже приземлилась.

Как видим, ИЛ-2 с измочаленной третью плоскости, оторванным элероном и пробитым фюзеляжем - всё-таки стоит на шасси. Значит, успешно приземлился.
Как видим, ИЛ-2 с измочаленной третью плоскости, оторванным элероном и пробитым фюзеляжем - всё-таки стоит на шасси. Значит, успешно приземлился.

Особенностью изготовления машин Второй Мировой войны является тот факт, что их планер работает под атмосферным давлением. И при нарушении герметичности, например, из-за пробоины, не наступает взрывной декомпрессии.

Обшивка же большинства самолётов, на начальном этапе, была либо полотняной, либо из фанера и шпона. И даже если применялись металлические листы, это, особо, не меняло технологию ремонта планера.

Например, если консоли крыла имели сильные повреждения, то их отсоединяли, и заменяли новыми.

Самолёты со снятыми консолями крыла при перевозке к месту ремонта.
Самолёты со снятыми консолями крыла при перевозке к месту ремонта.

Если же повреждения были не настолько критичными - например, авиационные 20-мм пушки пробивали планер навылет, то образовавшееся отверстие аккуратно зашивалось (на полотняных планерах), либо заклеивалось шпоном. После чего сушилось, шапклевалось, зашкуривалось.

Фюзеляж самолёта состоял из деревянной рамы, обтянутой матёрчатым полотнищем. В этом случае ремонт сводился к замене тканевого полотна. Если, конечно, не был повреждён каркас и механизмы управления.
Фюзеляж самолёта состоял из деревянной рамы, обтянутой матёрчатым полотнищем. В этом случае ремонт сводился к замене тканевого полотна. Если, конечно, не был повреждён каркас и механизмы управления.

В случае же с повреждением металлической обшивки, авиамеханики применяли следующую технологию ремонта: вырезался повреждённый участок. Из металла изготавливалась вставка-заплата, которая приклёпывалась к подкладке-дублёру.

Технологическая схема установки заплатки на повреждённую обшивку самолёта.
Технологическая схема установки заплатки на повреждённую обшивку самолёта.

Основным правилом было: не создавать концентраторов напряжения и не выступать за контуры машины. Ну, сами посудите: любой выступ - это сопротивление воздуха. А любое сопротивление воздуха - это потеря в скорости.

А что касается концентраторов напряжения, то категорически не разрешалось использовать острые углы при изготовлении заплат или вырезов. Всё должно быть скруглённое, заоваленное, и все углы должны быть плавными. Тут всё просто: любой угол вызывает напряжение в материале. Напряжение приводят к образованию трещин. Трещины - к разрушению конструкции.

Зато в форме заплаток никаких запретов не было - хоть круглые.

Ну, а уж то, что можно было снять и заменить новыми: щитки, элероны, винты и т.д. - всё это снималось и заменялось. Само собой, консоли крыла. В модельном варианте их можно обыграть, ну, как башни у танков: разные тона между башней и корпусом.

Таким образом, выходит, чтобы превратить самолёт в боевого ветерана, стоит использовать "лоскутную технику" и добавить заплаток, снабдив их известным количеством заклёпок. Ну, и не забывайте о технике состаривания модели - она добавит большей правдоподобности.

Ну, а о том, как правильно покрасить пробоины и повреждения - вы можете прочитать вот в этой статье:

А на сегодня новостей больше нет. Если среди подписчиков есть "авиаторы", то, полагаю, наша аудитория будет очень благодарна за любые советы и подсказки по созданию таких стендовых моделей.

Напомню, что Яндекс.Дзен отключил рекомендательню ленту, поэтому самое время подписаться на мой канал, чтобы не затерять его в круговерти интересных. Но, если всё-таки потеряли, то приходим на Яндекс-Дзен, в поиске пишем "Моделизм" и выбираем канал Fon-Kraft. Всё просто!

Всем - творческих успехов! Ваш Fon-Kraft!

И добро пожаловать в "Миры фон Крафта", где можно выбрать и клей, и краски, и весь необходимый инструмент, да ещё и получить скидку на товар.

Яндекс Маркет — покупки с быстрой доставкой

Не забываем заглядывать вот в эту публикацию за новыми скидками:

Ставьте лайки, оставляйте комментарии, подписывайтесь и очень даже приветствуются репосты для своих друзей, коллег, знакомых.

PS. К слову, блогерство - это не забава, это писательский труд. Потому буду рад спонсорской помощи (сумму можно указать любую) на поддержку канала:

#стендовыймоделизм #моделизм #хоббииувлечения #авиациясамолеты #втораямировая #история #ремонт #полезныесоветы