Найти тему

Инвенторная матрица -теория управления

Инвенторная матрица – инновация в теории управления.

Улучшение эффективности и повышение экономического показателя производства всегда было «Ахиллесовой пятой» для любого руководителя предприятия. Постоянно возникающие трудности на производстве, вызванные техническими и технологическими проблемами, создают потенциальную угрозу потери уровня «Лидера» для развивающегося предприятия. Протекающие бизнес-процессы требуют пристального внимания со сторонывысшего руководства. Управленческий состав находится в постоянном конфликте перед принятием конкретного решения для выполнения тех или иных действий. Большая часть возникших вопросов и затруднительных ситуаций появляетсявследствие разрозненных мнений, иначе говоря,люди разговаривают абсолютно на разном языке. Это вызвано, отчасти, отсутствием компетенций в конкретных вопросах, а отчасти - недопониманием смысла поставленной задачи.

Зачастую бывает так, что задачи ставятся «на лету», не углубляясь в то, будет ли они выполненыв срок или есть ли вообще возможность ихвыполнить? Конечно, любое управленческое решение должно быть, как догма, осознано, взвешено и точно выражено. Но в быстром ритме работы предприятия это теряется из виду. В быстротечности времени и постоянно меняющемся окружающем мире выполнение контроля за ходом производственных процессов вызывает сложность осознания в правильности выполненных действий. Как же быть в сложившейся ситуации? Как не потерять важные ключевые значения, от которых зависит развитие и процветание предприятия вцелом?

От хаоса к порядку

Главной целью любого предприятия является получение прибыли, удержание своей ниши на рынке и возможность дальнейшего развития. Выстраивается целая очередь вопросов, которые необходимо решить сегодня, сейчас, вчера! 

Главными показателями для принятия конкретных действий будут финансово-экономические, т.к. вся суть принятия решений зависит именно от финансовых возможностей и от возможности их улучшения. Но не стоит забывать, что вся «бухгалтерия» напрямую зависит от возможностей производства. Это и есть краеугольный камень преткновения.

Производство — это совокупность последовательных действий, приводящие к необходимому результату. Это в теории. А в реальности - это непредсказуемый мир взаимодействия большого количества служб,систем и правил, которые то и дело отклоняются от «фарватера» поставленных задач. Существующие отношения между подразделениями предприятия и правила «игры» прописываются в нормативных документах, но все ли и всегда их соблюдают? Главным «судьей» здесь являются политика в области качества и система менеджмента качества, принятые на предприятии. Но существует еще большое количество нормативных документов,которые, зачастую, противоречат другимдокументам, а иногда и сами себе. 

Чтобы обеспечить правильность выполнения действий, улучшить показатели работы, навести порядок на производстве, руководители предприятий внедряют различные системы управления и улучшения. К таким системам относятся: 

- бережливое производство - концепция управления производственным предприятием, которая основана на постоянном стремлении предприятия к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя; 

- система 5S – это один из методов бережливого производства, и система улучшения производственного процесса, основными целями которой являются снижение потерь, организация рабочего места и повышение производительности труда

- Кайдзен - японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни. Постоянное улучшение, начиная с производства и заканчивая высшим руководством, от директора до рядового рабочего. Улучшая стандартизованные действия и процессы, цель Кайдзен — производство без потерь; 

- показатели KPI - это числовые показатели деятельности, которые помогают измерить степень достижения целей или оптимальности процесса, а именно: результативность и эффективность;

- теорема Исикавы (5М) - диаграмма «рыбьейкости», или причинно-следственная диаграмма, или диаграмма анализа корневых причин — один из основных инструментов измерения, оценивания, контроля и улучшения качества производственных процессов;

- SWOT–анализ - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats(угрозы).

В последнее время на крупных предприятиях стало набирать оборот внедрение службы контроллинга. Контроллинг — комплексная система поддержки управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности. Контроллинг может обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией и может быть частью, прописывающей принятие определённых решений в рамках определённых систем менеджмента. При эффективной и правильной работе служба контроллинга может оказать значительную помощь в управлении предприятием.

В итоге мы имеем предприятие, которое стремительно развивается, имея промышленнуюбазу, производственный потенциал, рабочий и управленческий персонал. Стремительно меняющаяся реальность требует осознания того, что мир, окружающий нас, больше не имеет ничего постоянного, и приходится создавать инновационные подходы в формировании навыков выживания. Умение своевременно и в нужном направлении трансформироваться становится одним из приоритетных факторов в достижении успеха современной организации. 

Инновации масштабного характера определяют силу и мощь движения во всех направлениях жизнедеятельности организации: будь тоорганизационно-управленческие или технико-экономические. Руководство каждой компании должно уметь решать проблему своевременной адаптации всех управленческих функций, не ограничиваясь «легкой» заменой отдельных элементов. 

Инвенторная матрица управления развитием предприятия.

Что представляет собой «инвенторная матрица», что лежит в основе ее создания, и из чего она состоит. 

Понятие «инвентор» происходит от английского слова inventor, что в переводе означает изобретатель, рационализатор. 

Инвенторная матрица - это объект, представленныйв виде элементов кольца или поля, которыепредставляют собой совокупность строк и столбцов.

В основу формирования матрицы заложен принцип сбора, анализа и распределения информации по:

- направлению;

- превентивности (предупреждающий);

- последовательности (значимости);

- необходимости (обоснованности).

В центральной части матрицы находится объект -ядро (константа) управления инновацией. Ядро матрицы содержит обязательные условия, которые должны быть соблюдены для применения инноваций на предприятии:

1. На предприятии должно быть взаимопонимания между руководством и ИТР.

2. При выполнении всех действий необходимо помнить правило: конечная цель инновации - создание ценности продукту (финансово-экономический показатель).

3. Генерировать как можно больше идей.

4. Перестать оглядываться на конкурентов (создавай свой продукт).

5. Время — это враг, а не друг (невосполнимый ресурс).

6. Цель всегда останется целью, пока не будет достигнута.

7. TQM (Total Quality Management) – контроль качества на всех этапах.

 Система создает несколько полей вокруг объекта -векторы, несущие характер определения направления, к которому необходимо применить инновацию. Каждое поле, в свою очередь,определяет категорию задач, формируя последовательность выведения значений задачи,после чего предлагает выполнить последующие шаги для ее решения. Иными словами, матрица построена по принципу «раскрой вопросы-получи алгоритм действий для их решения».

В представленной ниже таблице можно увидеть задачи, поставленные для каждого поля:

П-1 Первое поле определят выбор направления инновационного изменения:

- внутреннее;

- внешнее;

П-2 Второе поле определяет, для чего или кого будет применяться инновация:

для внутреннего:

для внешнего:

- одного подразделения или предприятия в целом;

- выпуск нового продукта или изменения существующего;

П-3 Третье поле определяет вектор инновационного применения:

для одного подразделения:

для всего предприятия:

управленческий;

технический

технологический;

управленческий;

технический;

технологический;

для выпуска нового продукта:

для изменения, существующего:

жизненный цикл продукта;

расчет инновационного потенциала;

создание проекта;

управленческий потенциал;

технические возможности;

технологические возможности;

расчет инновационного потенциала;

 

На представленном примере мы видим взаимосвязь каждого поля с вытекающей задачей. После завершения составления полей система формирует алгоритм последовательных действий, которые необходимо выполнить для достижения конечного результата. 

Инвенторная матрица позволяет быстро и четко ориентироваться в бурнопротекающем производственном процессе, а учитывая нынешнюю необходимость перехода предприятий на цифровую платформу, инвенторная матрица позволит службе контроллинга вести контроль всех бизнес-процессов производства в режиме он-лайн, предоставляя своевременную, объективную оценку текущего состояния, используя систему сквозного контроля как с нижнего уровня управления, так и с верхнего. Применение инвенторной матрицы позволит активно использовать дополнительные модули, например, такие, как «биг дата».