Найти в Дзене
Александр Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый». Введение.

Александр Сергеевич Суворов (Александр Суворый)
«О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый». Введение.
2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

В период с 20 марта 2016 года по 25 августа 2017 года на крупнейшем российском литературном портале Проза.ру, предоставляющим авторам возможность свободной публикации своих произведений, впервые опубликована книга-фотохроника автора: «Легендарный БПК «Свирепый». Отклики, замечания и предложения военных моряков, сослуживцев, «свиреповцев» (матросов, мичманов и офицеров, служивших в разные годы на БПК-СКР «Свирепый»), командиров других кораблей, а также почётного командующего Балтийским флотом, адмирала В.Г. Егорова, неизбежно дополнили, исправили и отредактировали текст и содержание книги.

Издание второго тома книги автора-составителя А.С. Дробота «Свирепый» на страже Отечества. Судьба корабля в эпизодах и лицах». Книга вторая. - Калининград: Аксиос, 2017. – 288 с., другие публикации на тему «холодной войны» и противостояния флотов США-НАТО и СССР в Мировом океане в 70-е годы XX века также вызвали необходимость переиздания и исправления книги. Автор выражает всем признательность, уважение и благодарность за верные замечания и истинные дополнения, и представляет 2-е исправленное, отредактированное и дополненное автором опубликование книги «Легендарный БПК «Свирепый».

Истории и события, поведанные автором в первой публикации книги «Легендарный БПК «Свирепый» относятся только к периоду его срочной службы матросом на флоте и на БПК «Свирепый», то есть к 1971-1974 годам, поэтому изменилось название книги, она стала называться: "О службе на флоте. Легендарный БПК "Свирепый" и приобрела стиль описания характера службы на флоте, её традиций и законов, документальной истории БПК "Свирепый", достойного представителя противолодочных кораблей проекта 1135 типа "Буревестник", а также жизненного пути юноши, мечтавшего о море, желавшего стать настоящим мужчиной, воином и моряком.

Судьбы героя книги, его товарищей-друзей-братишек и БПК "Свирепый", военно-морского флота некогда великой державы СССР и всего мира оказались взаимосвязанными и едиными настолько, что можно с уверенностью сказать: "Мы, советские моряки, никогда не отделяли себя от страны, от флота и от своих кораблей, мы были едины в стремлении во что бы то ни стало победить и защитить наш советский народ, нашу Родину и Отчизну".

В данном Введении необходимо кратко изложить суть взаимоотношений в Мировом океане между цивилизациями современного человечества XX века новой эры, в частности, между США-НАТО («Запад») и СССР-ОВД («Восток»), то есть причины и предпосылки появления в советском военно-морском флоте таких кораблей, как большой противолодочный корабль (БПК) "Свирепый" проекта 1135 типа "Буревестник".

Источником фактических данных для настоящего Введения являются следующие издания и публикации:
А.С. Дробот «Свирепый» на страже Отечества. Судьба корабля в эпизодах и лицах». Книга первая. - Калининград: Аксиос, 2015. – 600 с.,
А.С. Дробот «Свирепый» на страже Отечества. Судьба корабля в эпизодах и лицах». Книга вторая. - Калининград: Аксиос, 2017. – 288 с.,
«65 лет на службе Отечеству». Очерки из истории ордена Красной Звезды 128-й бригады надводных кораблей Балтийского флота. В. Апанович [и др.]; сост. А. Дробот, редкол.: В. Егоров [и др.] - Калининград: Аксиос, 2017. – 744 с.,
Капитанец И.М. Война на море. Актуальные проблемы развития военно-морской науки. — М.: Вагриус, 2001.;
«Малые битвы» за Атлантику. Часть 1.Рубрика журнала: Военная история и наука. Номер журнала НиТ: №3(46), 2010 г.Автор: Ефименко Я., Скулин А.;
Военно-морской флот. Холодная война: битвы за Атлантику. Часть 1. Источник: http://www.modernarmy.ru/article/88 © Портал "Современная армия". Автор: (Ефимченко Я.В., Скулин А.В., журнал «Наука и техника», 3/2010). 12.09.2010.

В истории развития современного человечества Мировой океан стал ареной "великих географических открытий" и одновременно "театром военных действий" (ТВД) начиная с периода правления португальского принца Генриха Мореплавателя (4.03.1394 - 13.11.1460), заказчика и организатора экспедиций испано-португальских мореплавателей ХV века.

Причинами бурного развития океанского мореплавания были: бурное развитие европейских городов в XV веке; активное развитие торговли и ремёсел; уменьшение добычи в Европе золота и серебра; развитие книгопечатания, научных знаний, технологии и техники; развитие и широкое распространение эффективного огнестрельного оружия; развитие навигации и картографии, применение компаса и астролябии для ориентации в пространстве; резкие изменения в торгово-экономических отношениях между государствами в результате завоевательных войн в Европе и Азии; блокирование торговых путей и связей Южной Европы с Индией и Китаем; повсеместное конструирование и строительство судов и кораблей, приспособленных к долговременным морским и океанским плаваниям; развитие тактики ведения морских боевых действий.

Ге́нрих Морепла́ватель (Энри́ке Мореплаватель), порт. Henrique о Navegador; 4 марта 1394, Порту — 13 ноября 1460, Сагреш) — инфант Португалии, сын короля Жуана I, организатор многих португальских морских экспедиций на юг от Мавритании вдоль западноафриканского побережья. (Википедия).
Ге́нрих Морепла́ватель (Энри́ке Мореплаватель), порт. Henrique о Navegador; 4 марта 1394, Порту — 13 ноября 1460, Сагреш) — инфант Португалии, сын короля Жуана I, организатор многих португальских морских экспедиций на юг от Мавритании вдоль западноафриканского побережья. (Википедия).

В 1415 году двадцатилетний португальский принц Генрих стал великим магистром португальского ордена Христа — духовно-рыцарского ордена, правопреемника ордена тамплиеров, учреждённого в Португалии королём Динишем в 1318 году. Папа Иоанн XXII разрешил передачу ордену Христа всех владений португальских тамплиеров, включая замок Томар, ставший в 1347 г. резиденцией великого магистра. На средства ордена Христа принц Генрих на перешейке мыса Сагреш организовал строительство крепости-цитадели, откуда до конца своих дней организовывал морские экспедиции на запад и юг Мирового океана.

Здесь была создана навигаторская школа с лучшими на то время математиками, астрономами из числа арабов и евреев, коллекция навигационных карт и описаний о дальних странах и плаваниях, морях, ветрах и течениях, бухтах, рифах, берегах и прибрежных народах. Здесь же было начато строительство совершенные и крупных кораблей для завоевания Мирового океана. С этих пор деятельность человечества и всех народов, имеющих выход к внешним морям и Мировому океану, носила завоевательный характер Эпохи Великих географических открытий — периода истории человечества с конца ХV и до середины ХVII веков н.э.

Маяк мыса Сан-Висенте, соседнего с мысом Сагреш, на котором располагается крепость и навигационная школа принца Генриха Мореплавателя. XV век н.э.
Маяк мыса Сан-Висенте, соседнего с мысом Сагреш, на котором располагается крепость и навигационная школа принца Генриха Мореплавателя. XV век н.э.

Географическим открытием так называемым "цивилизованным обществом" считается "посещение представителем какого-либо цивилизованного народа новой, ранее неизвестной культурному человечеству части земли или установления пространственной связи между известными уже частями суши". При этом использовалось древнейшее "естественное право первого" при открытии или захвате ранее неизвестной земли (территории, места), даже если на ней проживало местное коренное туземное население...

В указанный период Средневековья (с конца ХV и до середины ХVII веков н.э.) норманнские варяги-викинги открыли Исландию и берега Северной Америки, европейские купцы-путешественники установили сухопутные пути в страны Ближнего Востока, Средней, Южной и Восточной Азии, арабские мореплаватели исследовали южные и восточные берега Средиземного моря, берега Красного моря, западные берега Индийского океана, известные путешественники открыли связи Европы с Восточной Европой, с Великой Тартарией (Россией), Средней Азией, Кавказом, Иранским нагорье и со сказочной Индией.

В ХV веке н.э. португальские мореплаватели открыли: остров Мадейра, Азорские острова, западный берег Африки, устье реки Конго, острова Зелёного мыса и в январе 1488 года - мыс Доброй Надежды, крайнюю южную точку Африки (экспедиция Барталомеу Диаша). В 1492 году Колумб открывает Америку, в 1498 году Васко да Гама прокладывает морской путь в Индию вокруг Африки, в 1499-1502 годах испанские мореплаватели совершают открытия в Новом Свете (Америка), в 1497 году Джон Кабот открывает остров Ньюфаундленд и полуостров Лабрадор, в 1500 году Висенте Пинсон открывает устье реки Амазонки, в 1519-1522 годах совершается первое кругосветное плавание Магеллана, открытие Магелланова пролива, Марианских, Филиппинских, Молуккских островов.

Африканский мыс Доброй Надежды. Экспедиция Барталомеу Диаша. Португалия. 1488.
Африканский мыс Доброй Надежды. Экспедиция Барталомеу Диаша. Португалия. 1488.
Христофо́р Колу́мб (итал. Cristoforo Colombo, исп. Cristóbal Colón, лат. Christophorus Columbus; 1451-1506) - испанский мореплаватель итальянского происхождения. Открытие Нового Света (Америки). 1492.
Христофо́р Колу́мб (итал. Cristoforo Colombo, исп. Cristóbal Colón, лат. Christophorus Columbus; 1451-1506) - испанский мореплаватель итальянского происхождения. Открытие Нового Света (Америки). 1492.
Васко да Гама (В́ашку да Ѓама, порт. Vasco da Gama; 1460-1524) - португальский мореплаватель, командующий экспедицией, прошедшей морской путь из Европы в Индию. 1498.
Васко да Гама (В́ашку да Ѓама, порт. Vasco da Gama; 1460-1524) - португальский мореплаватель, командующий экспедицией, прошедшей морской путь из Европы в Индию. 1498.
Джон Кабот (Джов́анни Каб́ото) (англ. John Cabot, итал. Giovanni Caboto; 1450-1499) - итальянский и французский мореплаватель и купец на английской службе. Открыватель Ньюфаундленда и полуострова Лабрадор. Исследователь побережья Канады (Северная Америка). 1497.
Джон Кабот (Джов́анни Каб́ото) (англ. John Cabot, итал. Giovanni Caboto; 1450-1499) - итальянский и французский мореплаватель и купец на английской службе. Открыватель Ньюфаундленда и полуострова Лабрадор. Исследователь побережья Канады (Северная Америка). 1497.
Висе́нте Я́ньес Пинс́он (исп. Vicente Yáñez Pinzón, 1460-1523) - испанский мореплаватель, исследователь и конкистадор, первооткрыватель устья рки Амазонки (Бразилия, Южная Америка). 1500.
Висе́нте Я́ньес Пинс́он (исп. Vicente Yáñez Pinzón, 1460-1523) - испанский мореплаватель, исследователь и конкистадор, первооткрыватель устья рки Амазонки (Бразилия, Южная Америка). 1500.
Ферн́ан Магелл́ан (Ферна́у ди Магалья́йнш, порт. Fernão de Magalhães, Ферн́андо (Эрн́андо) де Магаль́янес, исп. Fernando (Hernando) de Magallanes; лат. Ferdinandus Magellanus; 1480-1521) - португальский и испанский мореплаватель, командующий (аделантадо) экспедицией, совершившей первое из известных кругосветных путешествий. 1519-1522.
Ферн́ан Магелл́ан (Ферна́у ди Магалья́йнш, порт. Fernão de Magalhães, Ферн́андо (Эрн́андо) де Магаль́янес, исп. Fernando (Hernando) de Magallanes; лат. Ferdinandus Magellanus; 1480-1521) - португальский и испанский мореплаватель, командующий (аделантадо) экспедицией, совершившей первое из известных кругосветных путешествий. 1519-1522.

В 1513 году Васко Нуньес де Бальбоа открывает Тихий океан и в этом же году европейцам открывается полуостров Флорида и течение Гольфстрим. В 1519-1553 годах Кортесом, Писарро, Альмагро и Орельяной совершаются открытия и завоевания в Южной Америке, а также испанские завоевания-открытия во внутренних областях Северной Америки (1528-1543). В 1596 году Виллем Баренц открывает остров Шпицберген, в 1526-1598 годах испанские мореплаватели открывают Соломоновы, Каролинские, Маркизские и Маршалловы острова, остров Новая Гвинея (Луис де Торрес). В 1577-1580 годах совершается второе кругосветное плавание англичанина Френсиса Дрейка и открытие пролива Дрейка. В 1582 году Ермак совершает свой легендарных поход в Сибирь, а англичане в 1576-1585 годах усиленно ищут северо-западный проход в Индию и совершают открытия в северной Атлантике. В 1586-1629 годах русские расширяют свои открытия в Сибири и в 1633-1649 годах русские землепроходцы исследуют практически все восточносибирские реки, вплоть до Колымы. В 1638-1648 годах русские воины-исследователи-землепроходцы открывают поистине океанские пространства Забайкалья и океан-озеро Байкал.

Васко Н́уньес де Бальбоа (исп. Vasco Núñez de Balboa, 1475-1519) - испанский конкистадор, аделантадо, основатель первого европейского города в Центральной Америке и открыватель Тихого океана.
Васко Н́уньес де Бальбоа (исп. Vasco Núñez de Balboa, 1475-1519) - испанский конкистадор, аделантадо, основатель первого европейского города в Центральной Америке и открыватель Тихого океана.
Завоевания испанскими конкистадорами Кортесом, Писарро, Альмагро и Орельяна в Южной Америке. 1519-1553
Завоевания испанскими конкистадорами Кортесом, Писарро, Альмагро и Орельяна в Южной Америке. 1519-1553
В́иллем Б́аренц (нидерл. Willem Barentsz, 1550-1597) - голландский мореплаватель и исследователь северного морского пути в Ост-Индию.
В́иллем Б́аренц (нидерл. Willem Barentsz, 1550-1597) - голландский мореплаватель и исследователь северного морского пути в Ост-Индию.
Открытие испанскими мореплавателями Соломоновых, Каролинских, Маркизских и Маршалловых островов, острова Новая Гвинея. 1526-1598
Открытие испанскими мореплавателями Соломоновых, Каролинских, Маркизских и Маршалловых островов, острова Новая Гвинея. 1526-1598
Фрэнсис Дрейк (англ. Francis Drake; 1540-1596) - английский капитан, капер, военно-морской офицер и исследователь; второй мореплаватель, совершивший кругосветное плавание. 1577-1580.
Фрэнсис Дрейк (англ. Francis Drake; 1540-1596) - английский капитан, капер, военно-морской офицер и исследователь; второй мореплаватель, совершивший кругосветное плавание. 1577-1580.
́Ермак Тимофеевич (1532-1585) - казачий атаман, исследователь и завоеватель Сибири (Сибирского ханства).
́Ермак Тимофеевич (1532-1585) - казачий атаман, исследователь и завоеватель Сибири (Сибирского ханства).

В 1639-1640 годах русский путешественник Иван Москвин исследует побережье Охотского моря, а в это же время (последняя четверть ХVI — первая треть XVII века) англичане и французы осваивают восточные берега Северной Америки, в 1603-1638 годах французы осваивают внутренние области Канады и открывают Великие озёра. В 1606 году - независимо друг от друга испанец Педро де Кирос и голландец Янсон открывают берега Северной Австралии. В 1612-1632 годах англичане (Генри Гудзон) открывают для себя северо-восточное побережье Северной Америки. В 1616 году голландцы Виллен Схаутен и Ле-Мер открывают мыс Горн, в 1642 году голландец Абель Тасман открывает остров, названный Тасманией. В 1643 году Тасман открыл Новую Зеландию. В 1648 году русский путешественник и мореплаватель Семён Дежнев открывает пролив между Америкой и Азией (Берингов пролив) и в этом де году Фёдор Попов открывает полуостров Камчатка. Такие открытия и завоевания неизбежно требовали новых судов и кораблей, способных сопротивляться океанским бурям и штормам, выживать и выплывать, быстро ходить по морю, сохранять свою мореходность и боевую готовность. Для этого также неизбежно требовались новые технологии, техника кораблестроения и новые корабли. Например, в XIV-XV веках борта кораблей обшивали досками "внакрой", то есть верхний ряд досок перекрывал нижний. Борта получались ребристые и прочные, но выступающие кромки бортовой обшивки оказывали дополнительное сопротивление корпуса судна в воде.

Иван Юрьевич Москвитин (1600-1647) - русский землепроходец, атаман пеших казаков, первым из европейцев достиг Охотского моря, открыл его побережье и Сахалинский залив. 1639.
Иван Юрьевич Москвитин (1600-1647) - русский землепроходец, атаман пеших казаков, первым из европейцев достиг Охотского моря, открыл его побережье и Сахалинский залив. 1639.
Французские исследователи открыли канадские Великие озёра. 1603-1638.
Французские исследователи открыли канадские Великие озёра. 1603-1638.
В 1606 году - независимо друг от друга испанец Педро де Кирос и голландец Янсон открывают берега Северной Австралии.
В 1606 году - независимо друг от друга испанец Педро де Кирос и голландец Янсон открывают берега Северной Австралии.
Англичанин Генри Гудзон открывает северо-восточное побережье Северной Америки. 1612-1632.
Англичанин Генри Гудзон открывает северо-восточное побережье Северной Америки. 1612-1632.
Голландцы Виллен Схаутен и Ле-Мер открывают мыс Горн. 1616.
Голландцы Виллен Схаутен и Ле-Мер открывают мыс Горн. 1616.
Голландец Абель Тасман открывает остров, названный Тасманией. 1642. В следующем году Тасман открыл Новую Зеландию.
Голландец Абель Тасман открывает остров, названный Тасманией. 1642. В следующем году Тасман открыл Новую Зеландию.
Русский путешественник и мореплаватель Семён Дежнев открыл пролив между Америкой и Азией (Берингов пролив). 1648.
Русский путешественник и мореплаватель Семён Дежнев открыл пролив между Америкой и Азией (Берингов пролив). 1648.
Русский землепроходец Фёдор Попов открывает полуостров Камчатка.1648.
Русский землепроходец Фёдор Попов открывает полуостров Камчатка.1648.

В начале ХV века французский судостроитель Жульен начал обшивать борта кораблей досками методом "встык", то есть верхний ряд досок прочно соединялся по всей длине "ребром к ребру". Прочность такого соединения достигалась креплением досок к шпангоутам медными гвоздями-штифтами-заклёпками. При этом стыки рёбер и торцов досок бортовой и палубной обшивки герметизировали смолой. Такими были средневековые испано-португальские "каравеллы" - основной тип парусных судов и кораблей эпохи Великих географических открытий. В начале XVII века в 1595 году в городе Хорн (залив Зейдер-Зее, Голландия) было построен первый "флейт" - морское парусное транспортное судно Нидерландов XVI-XVIII веков. Это судно отличалось от средневековых "каравелл" соотношением длины и ширины - у "флейта" длина корпуса в 4-6 и более раз превышала ширину, что "позволяло им ходить под парусами уже довольно круто к ветру".

Голландский флейт - морское парусное транспортное судно Нидерландов XVI-XVIII веков. 1595.
Голландский флейт - морское парусное транспортное судно Нидерландов XVI-XVIII веков. 1595.

В 1570 году французские и голландские судостроители изобрели "стеньги" - составные высокие мачты из двух-трёх стволов-брёвен. Длина мачт за счёт стеньг увеличилась, а реи и паруса стали короче по ширине, что улучшило их ремонт и обслуживание, сократило число верхней команды матросов. Чтобы уменьшить пошлину с судна или корабля, борта флейт сделали зауженными к палубе, из-за чего борта стали округлыми, а обводы корпуса "гибкими" (не бочкообразными). Таким образом, "флейты" получились очень мореходными, стойкими к волне, быстроходными и устойчивыми на курсе («флиите» - «струиться, струящийся»). Конструкция "голландских флейт" получилась очень удачной и в период 1600-1660 годов было построено более 15 000 флейт. Кстати, впервые в истории судостроения на "флейтах" был использовали штурвал - "рулевое колесо" и управление судном кормовым рулём. Типичное парусное вооружение "флейта" - фок- и грот-мачт состояло из парусов фок и грот, марселей и брамселей. На кормовой бизань-мачте выше обычного косого паруса дополнительно ставили "крюйсель" - небольшой прямой парус  На носовом "бушприте" ставили прямоугольный парус "блинд" и иногда дополнительный "бом-блинд". Первые "флейты" имели корпус длиной около 40 м, ширину около 6,5 м, осадку 3-3,5 м и грузоподъемность 350-400 т. Для самообороны торговые "флейты" имели 10-20 пушек разного калибра. Экипаж "флейт" обычно состоял из 60-65 человек. Суда и корабли типа "голландский флейт" оказались с "хорошими мореходными качествами, с высокой скоростью, большой вместимостью, использовались всеми флотами мира, главным образом, в качестве военно-транспортных судов" и господствовали на всех морях на протяжении XVI-XVIII веков н.э.

С момента возникновения средств передвижения и перевозки грузов и людей по воде (на море), то есть с древнейших времён возникает соперничество, конкуренция и военное применение судов и кораблей. Морские сражения и битвы имели те же цели, что и сухопутные - уничтожение вооружённых сил противника, установление монопольного контроля над территорией (районами моря), транспортными путями и маршрутами (коммуникациями), завоевание превосходства на море. Более того, господство на море и в Мировом океане стало основным признаком общепризнанного статуса "ведущей мировой державы".

Одно из первых крупных морских сражений, так называемое "Саламинское сражение", произошло в 480 году до н.э. в Эгейском море между греческим и персидским флотом. В узких проливах между островами и материком сошлись 311 греческих кораблей под руководством спартанского военачальника Еврибада и около 1000 кораблей персидского царя Ксеркса. Победа греческого флота в Саламинском сражении "переломило" греко-персидскую войну увенчалось "установлением контроля объединенного греческого флота над Эгейским морем".

"Саламинское сражение" греческого и персидского флотов в Эгейском море. 480 до н.э.
"Саламинское сражение" греческого и персидского флотов в Эгейском море. 480 до н.э.

В 31 году до н.э. состоялось последний морской бой периода Античности - морское сражение при мысе Акциум в Ионическом море. Боевые корабли под командованием римского императора Октавиана Августа сошлись в битве с кораблями римского политика и военачальника Марка Антония. Исход долгого морского противостояния флотов предрешил внезапный уход 60 галер египетской царицы Клеопатры обратно в порт. Октавиан Август немедленно воспользовался ситуацией и уничтожил большое число кораблей Марка Антония. Битва при Акциуме практически завершила очередной этап гражданского противостояния и борьбы за власть в Римской империи.

Морское сражение при мысе Акциум в Ионическом море. 31 до н.э.
Морское сражение при мысе Акциум в Ионическом море. 31 до н.э.

В 1571 году у входа в Патрасский залив в 60 километрах от города Лепанто сошлись боевые эскадры европейского католического Священного Союза и мусульманской турецкой Османской империи. "Ранним утром 7 октября 1571 года почти весь османский флот был сожжён всего за несколько часов морского сражения, а 117 турецких судов были захвачены как трофеи". До этого морского сражения считалось, что армия и флот Османской империи непобедимы.

Морская битва эскадр католического Священного Союза и мусульманской турецкой Османской империи при Лепанто (Патрасский залив). 1571.
Морская битва эскадр католического Священного Союза и мусульманской турецкой Османской империи при Лепанто (Патрасский залив). 1571.

7-8 августа 1588 года в ходе Итальянской войны недалеко от французского побережья состоялось Гравелинское сражение английского флота под командованием Френсиса Дрейка с "непобедимой" испанской "Великой армадой". "После продолжительного противостояния, испанцы начали отступать, потеряв в бою около 600 человек. Англичане два дня преследовали испанский флот, чтобы полностью разгромить, но так и не выполнили эту задачу. Однако из 130 кораблей Великой Армады только 65 смогли вернуться в Испанию. Некоторые из них попали в шторм у берегов Ирландии, и были выброшены волнами на берег. Большинство выживших после крушения испанских моряков убили местные жители, остальные были захвачены в плен".

"Гравелинское сражение" английского флота под командованием Френсиса Дрейка с "непобедимой" испанской "Великой армадой". 7-8 августа 1588 года.
"Гравелинское сражение" английского флота под командованием Френсиса Дрейка с "непобедимой" испанской "Великой армадой". 7-8 августа 1588 года.

В 1714 году России во что бы то ни стало нужен был выход к Балтийскому морю, шла успешная Северная война. У мыса Гангут (полуостров Ханко, Финляндия) 27 июля (7 августа) 1714 года шведы преградили путь русским кораблям с 15-ти тысячным десантом, завязалась битва при Гангуте. "Русские корабли взяли на абордаж фланговые суда шведов, вынудив их сдаться. Петр I лично принял участие в атаке на шведский флагманский 18-ти пушечный прам «Элефант». После непродолжительного сопротивления шведский флот сдался, а часть военных судов скрылись за Аландскими островами. Гангутское сражение стало первой военно-морской победой русского флота и обеспечило ему свободу действий на Балтике".

"Гангутское сражение" русского флота Петра I со шведской эскадрой. 27 июля (7 августа) 1714.
"Гангутское сражение" русского флота Петра I со шведской эскадрой. 27 июля (7 августа) 1714.

В 1720 году произошло "Сражение при Гренгаме" - последняя морская битва Северной войны. "Российская эскадра вплотную подошла к Аландским остовам и была неожиданно атакована шведами. Корабли стали отходить на мелководье, где более крупные суда шведов сели на мель и не смогли успешно маневрировать. Воспользовавшись этим, русские моряки и офицеры на галерах взяли на абордаж 4 шведских фрегата. Остальные шведские корабли отступили. Победа русской эскадры у острова Гренгам окончательно утвердила русский флот на Балтийском море и обеспечила подписание победного для России Ништадтского мира".

Морское сражение в Балтийском море около острова Гренгам - последнее крупное сражение Великой Северной войны России и Швеции. 7 августа 1720.
Морское сражение в Балтийском море около острова Гренгам - последнее крупное сражение Великой Северной войны России и Швеции. 7 августа 1720.

В 1770 году ходе русско-турецкой воны в Чесменской бухте произошла "величайшая баталия" между русской и турецкой эскадрами - "Чесменское сражение". "Общее командование российскими военно-морскими силами осуществлял граф Алексей Орлов. В Хиосском проливе турецкие суда начали обстрел русских кораблей, но после контратаки, турки обрубили якоря и отвели свои фрегаты и линейные корабли в Чесменскую бухту. Благодаря невероятному мужеству, стойкости и смелости русских моряков удалось уничтожить турецкие суда, и ранним утром 26 июня 1770 года двухдневный бой был завершен полной победой русского флота. Победа в Чесменском сражении позволила России контролировать пролив Дарданеллы и диктовать свои условия при заключении мира с турецкой Османской империей".

"Величайшая баталия" между русской и турецкой эскадрами - "Чесменское сражение". 24-26 июня (5-7 июля) 1770.
"Величайшая баталия" между русской и турецкой эскадрами - "Чесменское сражение". 24-26 июня (5-7 июля) 1770.

Решающий морской бой периода Наполеоновских войн произошел в Атлантическом океане, у побережья Испании, неподалеку города Кадис в 1805 году - "Битва у мыса Трафальгар". "Объединенный французско-испанский флот потерял в столкновении с англичанами 22 корабля. Английская эскадра не потеряла в ходе боя ни одного своего корабля, но у Трафальгара погиб вице-адмирал Горацио Нельсон. После двухдневного противостояния, начавшийся шторм потопил плохо державшиеся на воде суда, имевшие повреждения и пробоины. Результатом поражения Франции и Испании стала утрата этими государствами преимущества на море. Англия же, наоборот, укрепила свои позиции "ведущей морской державы", "владычицы морей".

"Битва у мыса Трафальгар".1805.
"Битва у мыса Трафальгар".1805.

Синопская битва. 1853 год. "За несколько часов скоротечного морского боя в гавани города Синоп у черноморского побережья Турции российский Черноморский флот разгромил турецкую эскадру. Командовал российской флотилией вице-адмирал Павел Нахимов. Всего несколькими линейными кораблями он блокировал турецкие суда в бухте, а по приходу подкрепления начался обстрел. Умелыми действиями русским морякам удалось уничтожить не только турецкие корабли, но также подавить шквальный огонь береговых турецких батарей. Пленены были многие капитаны турецких судов, в том числе и командующий вице-адмирал Осман-Паша. Чтобы не дать России развить успех и господствовать в морях Средиземноморья, в войну на стороне Османской империи в марте 1954 года вступили Великобритания и Франция".

"Синопское сражение" русской флотилии под командованием вице-адмирала Павла Нахимова, в котором была полностью разгромлена турецкая эскадра вице-адмирала Осман-Паши.
"Синопское сражение" русской флотилии под командованием вице-адмирала Павла Нахимова, в котором была полностью разгромлена турецкая эскадра вице-адмирала Осман-Паши.

Цусимское сражение. 1905 год. "Морской бой между японской и русской эскадрой у острова Цусима произошел 14-15 мая 1905 года. По сути, исход сражения был решен в первый же день после массированной артиллерийской дуэли между броненосцами. Из 38 русских судов и кораблей, участвовавших в бою, были затоплены или взорваны 21. Японские потери составили всего два небольших миноносца, а также небольшие повреждения других кораблей. Еще один японский миноносец затонул после случайного столкновения со своим же крейсером. Битва стала крупнейшим морским сражением русско-японской войны 1904-1905 годов. Победа японского флота в Цусимском проливе выявила множественные недостатки в организации русской армии и флота, а также приблизила общую победу Японии в войне и революцию в России".

"Цусимское сражение" - морской бой между японской и русской эскадрой у острова Цусима. Крейсер "Аврора".14-15 мая 1905 г.
"Цусимское сражение" - морской бой между японской и русской эскадрой у острова Цусима. Крейсер "Аврора".14-15 мая 1905 г.

Ютландское сражение. 1916 год. "В противостоянии стран в годы Первой мировой войны Германия и Великобритания не могли не сойтись на море, чтобы решить, чьи военно-морские силы сильнее, и кто, в конечном счете, будет контролировать морские и океанские пути. Крупнейшее морское сражение Первой мировой войны произошло в Северном море неподалеку полуострова Ютландия. Германия стремилась полностью контролировать просторы Мирового океана, уничтожить значительную часть британского флота. Английские корабли успешно блокировали немцев, и не давали им свободно выходить в Северное море, попыталась нанести неожиданный контрудар. После битвы обе стороны заявили о своей победе. Германия смогла нанести значительный урон британской военной эскадре, но в то же время, Великобритании удалось удержать блокаду немецкого флота".

"Ютландское сражение" английских и германских эскадр. 1916 год.
"Ютландское сражение" английских и германских эскадр. 1916 год.

Бой у Лейте. 1944 год. "Самая масштабная битва на море в истории военных конфликтов произошла в ходе Второй мировой войны между американским и японским флотом у острова Лейте в Филиппинском море. В баталию в общей сложности было вовлечено 244 судна и корабля. Первые боевые столкновения принесли преимущество японцам, но они не смогли развить свое стратегическое превосходство, и в первый же день боя потеряли крейсер «Musashi». В результате японского обстрела затонул американский авианосец «Princeton», а многие корабли США повредили японские пилоты-камикадзе. В результате ошибки командования Японии, был отдан приказ к отступлению. После отхода японского флота, Япония окончательно потеряла стратегическое и оперативное преимущество в Тихоокеанском регионе".

Морской бой американского и японского эскадр у острова Лейте в Филиппинском море. 1944.
Морской бой американского и японского эскадр у острова Лейте в Филиппинском море. 1944.

Краткая историческая справка противостояния мировых держав на море заканчивается "Битвой за Атлантику". Термин «Битва за Атлантику» введён в практику и историю современного человечества для определения противостояния на просторах Мирового океана воюющих держав, как в годы Первой мировой и Второй мировой войн. В результате "Битвы за Атлантику" погибло множество людей и уничтожено большое количество боевых кораблей и мирных судов воюющих и конкурирующих государств. "Главной целью немецких военно-морских сил в обеих войнах было нарушение транспортных коммуникаций между странами антигитлеровской коалиции, а государства, воевавшие с Германией и её союзниками, стремились заблокировать немцев в европейских портах, и не дать им оперативного простора в Мировом океане".

"Важной составляющей морских битв за Атлантику стала "подводная война", с использованием воюющими державами подводных лодок разных типов и модификаций. До сегодняшнего дня не удается точно посчитать потери обеих сторон в кровопролитнейших войнах ХХ века в борьбе за контроль над Атлантическим океаном".

"Битва за Атлантику". 1939-1945.
"Битва за Атлантику". 1939-1945.

Не изменились цели и методы морских битв за господство в Мировом океане и сегодня, только вместо вёсельных галер Древнего мира, средневековых флейт и дореволюционных броненосцев используются современнейшие авианосцы, ракетные надводные корабли и атомные подводные лодки с баллистическими ракетами на борту.
Военно-морские силы в современных условиях укрепили своё тактическое и стратегическое значение, оказывая существенную, а иногда и ключевую поддержку наземным и воздушным военным операциям и битвам воюющих и конкурирующих государств. Об этом свидетельствует "сухая" статистика и история противостояния флотов США-НАТО и СССР в период так называемой "Холодной войны" 1946-1985 гг.

В этот период в начале 70-х годов XX века начинается история боевых кораблей проекта 1135 типа "Буревестник" и легендарного большого противолодочного корабля БПК "Свирепый", история современной "Битвы за Мировой океан".

© Copyright: Александр Суворый, 2018
Свидетельство о публикации №218010800913