Я не буду затрагивать всю классификацию, расскажу только основное, что действительно важно при выборе.
CRM системы можно условно классифицировать по нескольким параметрам:
1️⃣ По назначению - универсальные, отраслевые
2️⃣ По размещению - облачные (Sass), коробочные
3️⃣ По функциям - все в одном, модульные, самописные и т.д.
🔶 Универсальные:
➕ Быстрый старт, зачастую есть все необходимые функции
➕ Быстро и безболезненно настраиваются
➕ Можно настроить самостоятельно
➕ Доступная цена
➕ Легко кастомизируются, много партнеров-интеграторов
➖Не всегда обладают тем функционалом, который ➖может потребоваться
➖Иногда достаточно громоздкие, включают функционал которым не пользуешься
🔶 Отраслевые:
➕ Заточены под специфику именно вашего бизнеса
➕ Можно стартовать почти без настроек
➕ Учитывают индивидуальные особенности продаж
➖Чаще всего функционал отстает от универсальных систем
➖Сложно кастомизируются
☁️ Облачные Sass решения:
➕Не требует поддержки серверной архитектуры, все обязательства на вендоре
➕ Зачастую техническая поддержка уже включена в обслуживание
➕Крупные вендоры используют отказоустойчивые кластеры и зеркала, что гарантирует доступность сервиса в любое время
➕ Не требуют обновлений, их берет на себя вендор
Данные клиентов и вашей компании хранятся у вендора
➖ Оплата за сотрудников или количество лицензий
➖ Не всегда легко кастомизируются
📦 Коробочные решения:
➕ Все хранится на своих серверах
➕ Легко кастомизировать
➕ Легко закрыть полный доступ и “похоронить” базу
➕ Заплатил 1 раз и пользуешься (зачастую кстати это не так)
➖ Требуется в штате инженер или системный администратор для поддержки сервера
➖ За отказоустойчивость как и сохранность данных отвечаете только вы
➖ Требует регулярных обновлений
Отдельно про самописные CRM и о том, как же выбрать - расскажу в следующем посте!