Джейкоб Сингер (в исполнении Тима Роббинса, известного, пожалуй, почти каждому зрителю по игре в «Побеге из Шоушенка») живёт где-то на задворках окружающего мира в Нью-Йорке. Его постоянно преследуют воспоминания из прошлого, которые не дают ему вернуться к полноценной жизни. Получив ранение во Вьетнаме и вернувшись на родину, Джейкоб страдает от посттравматического синдрома. После потери младшего сына Гейба (которого, кстати, играет юный Маколей Калкин), он, морально убитый, не может вести нормальный образ жизни, что приводит к расставанию с женой Сарой.
Мы следуем за Джейкобом по мере того, как он начинает всё дальше и дальше уходить от реальности. Эдриан Лайн постепенно привносит в свой фильм ощущение сюрреализма и страха. Вокруг Джейкоба начинают происходить вещи, которые кажутся не то галлюцинацией, не то кошмаром наяву. С того момента, как он просыпается в поезде, нереальность начинает усиливаться, и его восприятие мира становится всё более и более пугающим. Младший сын Гейб всё чаще возвращается к нему, Джейкоб не может справиться с чувством вины в смерти сына. При просмотре раз за разом возникает вопрос о том, жив ли вообще Джейкоб, здоров ли он психически, где грань между реальностью и особенностями восприятия главного героя. Лайн мастерски мешает сны, галлюцинации, явь и воспоминания Джейкоба, тасуя их как колоду разномастных карт.
В своей нынешней жизни Джейкоб живёт с молодой женщиной по имени Иезавель. По началу она кажется любящей и заботливой женщиной, которая понимающе относится к своему возлюбленному и хочет ему помочь. Однако, некоторые из галлюцинаций Джейкоба превращают Иезавель в демона, трудно однозначно понять, что служит тому причиной. В целом все персонажи вокруг Джейкоба выглядят несколько отстранённо и двояко. Они то ли хотят помочь ему, то ли наоборот навредить.
Сценарист Брюс Рубин изначально хотел создать картину с явным библейским подтекстом. Именно поэтому все персонажи имеют библейские имена (Джейкоб — англизированный вариант имени Иаков), а по первоначальной версии сценария фильм заканчивался восхождением по ветхозаветной лестнице Иакова (откуда и название фильма). Однако, Лайну такой подход не понравился. От конкретного изображения демонов и прямолинейного сюжета режиссёр решил уйти в сторону упрощения и своего рода абстрактности. Все возникающие мистические образы как будто размыты и смазаны, что зарождает при просмотре чувство замешательства и постоянного напряжения.
Примечательно, что создатели культовой серии игр «Silent Hill» называют «Лестницу Иакова» одним из главных источников вдохновения. Почти каждая часть «Silent Hill» содержит отсылки к этому фильму. Собственно, благодаря такой своеобразной рекомендации я сам впервые узнал о фильме.
В «Лестнице Иакова» Лайну удалось нарисовать идеальный портрет распадающегося сознания. Фильм обладает крайне густой и тёмной атмосферой, которая как болото, затягивает в себя и заставляет вместе с героем погружаться в пучину окружающего ужаса. Очень запоминающаяся и оригинальная картина.
Спасибо за внимание! Буду рад услышать ваше мнение о фильме.
Подписывайтесь на мой дзен, если вам понравилась статья.
#фильм #кино #рецензия на фильм #лестница иакова #обзор фильма