Найти тему
Секреты Старого Китая

Знаменитый даос по прозвищу «Белобровый»

По просьбе читателя попробую немного раскрыть эту тему.

Итак, даос Баймэй - это мифическая фигура одного из пяти патриархов, пережившего разрушение храма Южный Шаолинь во времена династии Цин (1644 - 1912). Вот эти пять патриархов:

  • монах Чжишань (至善禅师 Zhìshàn chánshī), настоятель южного Шаолиня;
  • буддийская монахиня Умэй (五梅大师 Wǔméi dàshī) из «Храма белого журавля» (白鹤寺 báihèsì), основной литературный прототип основательницы стиля журавля;
  • даос Фэн Даодэ (冯道德 Féng Dàodé) с Удана;
  • даос Баймэй Даожэнь (白眉道人 Báiméi dàorén) с Эмэйских гор;
  • мирянин Мяо Сянь(苗显 Miáo Xiǎn).
Изображение Чжишаня, настоятель южного Шаолиня, стилизованное под ... Дамо.
Изображение Чжишаня, настоятель южного Шаолиня, стилизованное под ... Дамо.

Согласно многим народным мифам, именно даос Баймэй был тем предателем, который помог династии Цин разрушить храм Шаолинь. Другие истории изображают Баймэя как изгнанного из храма Шаолинь за убийство нескольких своих братьев монахов, когда он начал практиковать свой новый стиль боя. Некоторые легенды объясняют эту историю так, что он хотел продемонстрировать превосходство стиля своего учителя над техникой шаолиньского у-сэна, который до этого якобы убил основателя баймэй. И таких историй множество.

В общем, как видите, это достаточно популярный герой жанра у-ся, и поэтому часто появляется в качестве "злобного персонажа" в гонконгских боевиках, таких как «Хун Сигуань» (1977) про народного героя времен Цин в провинции Гуандун и Фузцянь, или «Список героев Шаолиня» (少林英雄榜, 1979), где как раз рассказывается история Настоятеля Чжишаня.

Так же он стал известен и на Западе как Пай Мэй в фильме «Убить Билла - 2», (2004) .
Так же он стал известен и на Западе как Пай Мэй в фильме «Убить Билла - 2», (2004) .

Мы уже рассказывали в статье про Южный Шаолинь, что это - персонажи романа в жанре у-ся. И эти персонажи - вымышленные. Однако, есть забавные совпадения с одноименным учеником боевых искусств и мастером боевых искусств, которого обвинили в предательстве. И в среде занимающихся стилем баймэй в конце династии Цин и начале Китайской республики специально поясняли, что их основатели не предавали Шаолинь, а отказывались выбирать сторону восставших против Цин. То есть в реальности произошло недоразумение: на реальную школу ушу наложили негативную репутацию вымышленного персонажа из романа. Но разберем доступную нам историю стиля.

Школа Баймэйпай (白眉派 Báiméi pài) возникла в регионе Дунцзян. Это главный приток Жемчужной реки, протекающей через Дунгуань и Хуэйчжоу, и по легенде зародилась во времена поздней династии Мин. Считается, что она была изначально передана даосом Баймэй в горах Эмэй, провинция Сычуань. Сейчас же эта школа более всего популярна в Сычуани, Гуандуне, Гонконге, Макао и других местах. Итак, разберемся, как так получилось.

Реальная история стиля связана с человеком по имени Чжан Лицюань, которого некоторые сторонние исследователи вполне обосновано считают создателем этого стиля.

Чжан Лицюань (張禮泉, 1882-1964)  родился в семье мелкого бизнесмена в Хуэйчжоу и с семилетнего возраста начал заниматься боевыми искусствами с известными учителями в районе Дунцзян. Считается, что он изучил две школы ушу. Позже он встретил сычуаньского монаха Ляньшэна в Гуанчжоу и поэтому позже был принят по его рекомендации в ученики Чаньским мастером Чжу Фаюнем, который и обучил его Баймэйцюань. И сам Чжан стал четвертым в этой линии от основателя, до него стиль изучали только монахи. Стиль не выходил за стены монастыря, поэтому и был неизвестен. И про Баймэя, учителя чаньского монаха Гуанхуэя (廣慧 guǎnghuì), нам пока ничего не известно. Но довольно странно, не правда-ли, чтобы чаньский наставник изучал ушу у даоса? Хотя всякое бывает! Есть версия попроще, что идея притянуть Эмэйшань пришла в голову его создателю, Чжан Лицюаню, по совпадению вторых иероглифов в названии (白眉 и 峨眉), но в рамках школы есть и "мистическое" обоснование этому, что прозвище даоса происходит от названия горы.
Чжан Лицюань (張禮泉, 1882-1964) родился в семье мелкого бизнесмена в Хуэйчжоу и с семилетнего возраста начал заниматься боевыми искусствами с известными учителями в районе Дунцзян. Считается, что он изучил две школы ушу. Позже он встретил сычуаньского монаха Ляньшэна в Гуанчжоу и поэтому позже был принят по его рекомендации в ученики Чаньским мастером Чжу Фаюнем, который и обучил его Баймэйцюань. И сам Чжан стал четвертым в этой линии от основателя, до него стиль изучали только монахи. Стиль не выходил за стены монастыря, поэтому и был неизвестен. И про Баймэя, учителя чаньского монаха Гуанхуэя (廣慧 guǎnghuì), нам пока ничего не известно. Но довольно странно, не правда-ли, чтобы чаньский наставник изучал ушу у даоса? Хотя всякое бывает! Есть версия попроще, что идея притянуть Эмэйшань пришла в голову его создателю, Чжан Лицюаню, по совпадению вторых иероглифов в названии (白眉 и 峨眉), но в рамках школы есть и "мистическое" обоснование этому, что прозвище даоса происходит от названия горы.

Считается. что Чжан Лицюань объединил исходный Баймэйцюань со своими оригинальными навыками из двух других школ, создал серию таолу и вспомогательных упражнений, а также оружейные техники.

Позднее, он затем вступил в ряды революционеров, свергнувших маньчжурское правительство Цин. Став на этой волне популярным, он набрал много учеников для передачи боевых искусств Баймэйпай. И в 1912 году открывает своё общество боевых искусств "Лицунь" (勵存國術社 lì cún guóshù shè, название зала боевых искусств означает "Усердно работать и сохранять"). И эту дату считают днем рождения этого развитого стиля, который мы сейчас знаем как баймэй.

Чжан активно участвовал в текущей политической жизни и стал одним из активных участников развития своего гошугуаня в Гуанчжоу.
Чжан активно участвовал в текущей политической жизни и стал одним из активных участников развития своего гошугуаня в Гуанчжоу.

Однако, он был чужаком и вел себя вызывающее. Кроме того, его многочисленные ученики били местных мастеров ушу по самому больному - по кошельку. И чтобы устранить конкурента, к нему однажды подослали восьмерых убийц. К тому моменту, как подоспела полиция, он уже довольно успешно отбивался, кто-то из противников смог сбежать, остальных задержали. В итоге в местной газете вышла заметка, после которой за ним закрепилось прозвище " Свирепый тигр из Дунцзяна" (東江猛虎 dōngjiāng měnghǔ).

В то время бытовала поговорка: «На севере есть Сунь Юйфэн, а на юге Чжан Лицюань».
В то время бытовала поговорка: «На севере есть Сунь Юйфэн, а на юге Чжан Лицюань».

Эта история пошла ему сильно на пользу, и его пригласили преподавать боевые искусства в Военной академии Хуанпу и Гуандунской военно-политической школе (Военная академия Яньтан). После начала войны с Японией он призвал своих учеников присоединиться к антияпонской борьбе, чтобы послужить стране своими боевыми искусствами. По окончании войны он некоторое время служил инструктором боевых искусств в разведке провинции Гуандун, но в начале 1949 года, после победы КПК, Чжан Лицюань как видный представитель местной ячейки Гоминьдан со своей семьей и несколькими учениками переехал в Гонконг.

Специальный стих для запоминания линии передачи баймэйпай.
Специальный стих для запоминания линии передачи баймэйпай.

Считается, что в этом стиле нет необходимости в грубой силе, и есть стихотворение, в котором говорится о том что "жёсткость" и мягкость" непрерывно сочетаются:

似剛實柔
似柔實剛
剛柔並濟
連綿不斷

Достаточно распространенная теория в ушу, если что.

Вот, вкратце, такая история. Кому мало, можно посмотреть китайский обзор "Списка героев Шаолиня"! :)

Обращаю внимание. что данная статья не является учебным пособием, но лишь указывает на личный и постоянный поиск, желательно под присмотром опытного наставника. Видеоматериалы приведены лишь с целью ознакомления и развития кругозора.

Подписывайтесь наш канал, а мы будем радовать вас интересными материалами!