Весенние лучи солнца освещали книжные полки и письменные столы в читальном зале института.
- Скоро отпуск, – мечтательно сказала Светлана, которая здесь работала библиотекарем. Она сидела за столом, подперев голову рукой и наблюдая за тем, как уборщица протирает паркетный пол. Светлане было тридцать. Свою работу она считала скучной и нелегкой.
После суматошного учебного года, когда приходилось подбирать для студентов нужную литературу и таскать кипы книг, наступило затишье. Учебный год заканчивался.
Легкий весенний ветерок задувал в открытое окно читального зала. Светлана встала со своего рабочего места и как обычно в это утреннее время, раскрыла двери для проветривания помещения.
Дверь распахнулась в полупустой институтский коридор. Напротив входа в читальный зал она увидела девушку.
Стройная девушка в скромной белой кофточке и укороченной черной юбке, присев на край скамьи, нетерпеливо поглядывала на свой телефон.
- Здравствуйте, - поздоровалась она с библиотекарем и с уборщицей, показавшейся в проеме двери. Уборщица Мария Ивановна остановившись со шваброй в руке, улыбнулась ей.
Во время утренней уборки она видела эту девушку почти каждый день.
Девушка как обычно присела на край скамьи, расположенной напротив дверей зала. Она нетерпеливо ожидала назначенной встречи.
- Опаздывает сегодня красавец? – спросила библиотекарь у девушки, - Я заметила, что вы после первой пары встречаетесь.
-Да. Во время перемены, - подтвердила девушка.
- Придет твой студент. Куда он денется? Я уж два года наблюдаю за вашими встречами. Завидное постоянство!
Заметив вдали коридора приближающегося высокого светловолосого молодого человека, библиотекарь удалилась в зал, чтобы не мешать встрече влюбленных.
Девушка радостно встала навстречу парню. Они поцеловались и стали шептаться, держась за руки.
- Видимо на разных факультетах учатся. Любовь у них, - сказала Светлана Марии Ивановне, которая шоркала тряпкой у раскрытых дверей зала.
- Каждое утро встречаются, - отозвалась Мария Ивановна, приближаясь к столу Светланы,- Поцелуются, пошепчутся и бегут на лекции. Он в свою сторону, а она – в свою.
Уборщица перестала махать тряпкой по полу и присела на стул рядом со столом библиотекаря.
- Молодые, вот и любовь! - вздохнула женщина. - Сегодня любовь, а завтра – слезы.
- Вы так говорите, Мария Ивановна, как будто не верите в любовь и не любили, - не согласилась библиотекарь, задумчиво глядя на парня и девушку в проем раскрытых дверей. В ее взгляде была доля зависти к чужому счастью.
- Я-то не любила? – слегка возмутилась уборщица, подбирая с пола бумаги, сдутые сквозняком со стола. – Да у меня такая любовь была в молодости! С ума сойти …
- Вы замуж за него вышли?
- Да. В семнадцать лет замуж выскочила и ребенка родила. Не успела в техникум поступить. Осталась без образования через эту любовь.
- Ну и что? Зато вышли замуж за любимого.
- Все не так просто, Светлана. Муж мой оказался не таким хорошим, как я себе его представляла. Я сидела дома с маленьким ребенком. А он гулял по бабам. Пил. Потом от меня совсем ушел. Я второй раз замуж вышла. Трудно одной было с ребенком. Потому и вышла. И второго родила второму мужу. Так что, учиться было некогда.
- Второй раз вы вышли замуж по любви? – спросила девушка, дрогнувшим голосом.
- Встретила хорошего человека. Да и вышла. Не по любви, а по жизни.
- Не по любви, а по жизни? - удивилась Светлана, я в первый раз такое слышу.
- Жизнь-то она больше, чем любовь, - глубокомысленно произнесла Мария Ивановна, подняв указательный палец вверх.
Заметив на лице Светланы слезу тонкой струйкой ползущую по щеке, Мария Ивановна поторопилась к двери зала. Она прикрыла дверь и присела на стул рядом с библиотекарским письменным столом.
- Чем расстроена Светлана?
Не собиралась Светлана делиться своими горестями с Марией Ивановной, но слова посыпались из нее, облегчая душу:
— От меня ушел любимый человек, с которым я была пять лет. Мы жили вместе. Я хотела за него замуж. Но в один день все разрушилось. Когда мы впервые встретились, мне было двадцать пять. А теперь тридцать. Я чувствую себя брошенной и несчастной женщиной.
—, Светлана всхлипнула,- Вот и нет никакой любви!
- Наплюй и забудь! Не стоит он твоих слез! - воскликнула Мария Ивановна и стукнула шваброй об пол.
Разговор прервался женским голосом, который раздался со стороны стеллажей книг.
- Здравствуйте. Из ряда высоких книжных полок вышла библиотекарь соседнего зала Эмма Захаровна.
- Я искала здесь одну книгу и стала невольным свидетелем вашего разговора, - виновато сказала она.
Эмма Захаровна выглядела моложе своих пятидесяти лет. Ее можно было назвать красивой и умной женщиной. Она имела высшее образование и была очень общительной.
- Мне понравилось Мария Ивановна то, как вы сказали: « Жизнь больше, чем любовь», - громко произнесла Эмма Захаровна, желая принять участие в разговоре, - И у Светочки будет еще любовь. А может быть и не одна.
- Мне кажется, что ничего хорошего уже не будет, - проговорила тихо Светлана, склонив голову. Я уже не смогу…
- А почему ребенка не родила за эти пять лет? – вдруг спросила Мария Ивановна.
- Он не хотел. Говорил, что попозже... Самое обидное то, что он ушел к девушке, которой всего лишь восемнадцать лет. Как говорится: « Нашел себе моложе».
Светлана сидела за своим столом, удивленно смотрела сквозь слезы на своих собеседниц и сожалела о своем порыве откровенности. Перед ней на стуле сидела Мария Ивановна, опираясь рукой на швабру. Рядом стояла Эмма Захаровна с книгой в руке.
- Ты молодая и здоровая. Это главное. А мужчина подходящий найдется.
- Не найдется, - с отчаянием прошептала Светлана, - Я не смогу полюбить никого.
- Ребенка нужно было рожать, - вот что я скажу! – произнесла Мария Ивановна.
- Нет! Что вы говорите! Сейчас бы Светочке было еще хуже. Она бы осталась одна с ребенком.
Марии Ивановне не понравилось, что ее совет не приняли. Уловив строгий взгляд Эммы Захаровны, она поднялась со стула, чтобы продолжать уборку зала.
-Какие разные женщины, - подумала Светлана. А кто из них прав?
Эмма Захаровна присела на стул радом со Светланой. Она сочувственно поглядела ей в глаза.
– Не расстраивайся, Света. Если бы ты знала, как мне в молодости трудно пришлось…. Я тоже прошла через обман и слезы. Но, мне было еще труднее - родила ребенка одна без мужа. Поэтому, не согласилась с Марией Ивановной.
- Вы? – удивилась Светлана, - Я думала, что в Вашей жизни все идеально – семья, дети. Вы кажетесь всегда такая веселая и благополучная.
- Я была одинокой мамой. Конечно, мой сын – моя радость и гордость. Сейчас он взрослый. Живет отдельно. А я одна. Мне, наверно, не суждено выйти замуж.
Эмма Захаровна безнадежно махнула рукой на стену, где в ряд висели портреты классиков русской литературы, - Это только в книгах любовь бывает красивая и вечная. И еще в песнях… Реальная жизнь полна разочарований.
- Да. Это я поняла.
– А у тебя все будет хорошо, Света. Ты верь в удачу.
Эмма Захаровна мило улыбнулась Светлане и ушла. Ее каблуки застучали по паркетному полу. Мария Ивановна закончив уборку зала, вышла в коридор.
Светлана закрыла окно. Читальный зал наполнился тишиной. Со стены на девушку были направлены безмолвные взгляды лучших русских писателей. Светлана читала все их произведения. В каждом романе была история большой любви. Светлана переводила свой взгляд с одного портрета на другой, вспоминая знаменитых главных героинь их романов…. Кто из них был по-настоящему счастлив? Чья любовь была светлой и вечной? – Никто! Так и в жизни.
«Получается, что Мария Ивановна вышла второй раз замуж. Но, без любви. А Эмма Захаровна и вовсе замужем не была … Но жизнь этих разных женщин нельзя назвать несчастной».
Светлана встала и вышла в коридор. Там на скамейке сидели парень с девушкой. Время их свидания закончилось, и они встали, чтобы разойтись в разные стороны на свои факультеты.
« Хочется верить в то, что у этой пары любовь прекрасная и бесконечная», - думала Светлана, возвращаясь в тишину библиотеки.
#любовь и отношения #любовь #отношения #женщины #женская история #женская дружба #рассказы из жизни #рассказы #истории