Каждая романтическая девушка даже если не читала повесть Трумэна Капоте "Завтрак у Тиффани", то уж точно смотрела одноименный фильм с Одри Хепберн. Канонический кадр стоящей перед витриной на углу 58-ой и Пятой авеню Холли Голайтли незабываем. Тиффани ...
Символ не только элегантности, безупречного вкуса и качества, но и богатства, благополучия и уверенности в себе. Холли смогла себе позволить купить у Тиффани лишь палочку для набора номера на телефонном аппарате или маленькое серебряное кольцо, но всей своей сущностью тянулась в сверкающий мир высшего света, где бриллианты носят даже днём.
Многие поколения девушек мечтают получить в дар бирюзовую коробочку, от которой веет теплом морских просторов, белоснежным песком экзотических островов и уверенностью в завтрашнем дне.
Даже бесконечно далёкие от ювелирного искусства и высокого дизайна люди, не носящие драгоценностей и не посещающие изысканные экспозиции ювелирного искусства в лучших музеях мира знают, что нарядный абажур из цветного стекла или неудобный высокий каст бриллианта в обручальном кольце называются Тиффани.
До 50-х годов прошлого века Тиффани была одной из ведущих ювелирных фирм с великолепными изделиями, которые невозможно было отличить от изделий других фирм, если не обладать специальными знаниями.
Американские флажки, роскошные птицы, ягоды, цветы и морские гады из золота и драгоценных камней раскупались королевскими домами и богачами, но обыватели не смогли бы понять, что фантастической красоты орхидея произведена для Тиффани.
Розовые турмалины и танзаниты - камни Тиффани - или изумительный огромный оранжевый бриллиант Тиффани - кому придёт в голову запоминать фирму, которая сделала эти камни самыми популярными камнями двадцатого века?
Но долгие годы ведущим дизайнером была женщина, которая сделала Тиффани известными каждой. Ну скажите, кто из девушек не мечтал бы о браслете Bone cuff или о подвеске Открытое сердце?
Эльза Перетти возглавила дизайнерский отдел Тиффани в 1974 году. В компанию её привёл знаменитый Рой Холстон, совершивший революцию в мире женской одежды. Эльза оправдала репутацию бунтарки и устроила переворот в политике одной из самых консервативных компаний в мире.
Мятежная Эльза родилась в 1940 году во Флоренции в семье миллионеров, отец, Фердинандо Перетти, торговал нефтью. Девушка говорила на нескольких языках и была безупречно воспитана, но ей было душно в безупречно прекрасных светских салонах, и она сбежала в Испанию.
Утончённая красавица стала моделью в Барселоне и органично влилась в компанию Сальватора Дали, однако так и не смогла понять, почему эксцентричный художник искренне почитал Франко, одновременно считая своим другом Лорку. Но великая архитектура и искусство Каталонии были вне политики, и Эльза погрузилась в изучение шедевров Гауди.
В середине мятежных 60-х Эльза перебралась в Нью-Йорк и продолжила работать моделью, хотя модельный бизнес не любила. В шикарной тусовке на Манхэттене Эльза сразу стала своей - изысканное очарование старых денег, прекрасное воспитание, безупречные манеры - она была не просто вешалкой, как другие модели, она носила роскошные платья как свои.
"Студия 54" приняла ее как овощная теплица принимает экзотическую орхидею. Если для других посетителей малейший экстремизм грозил вечным отлучением от Мекки манхэттенской элиты, Эльзе прощалось всё. Однажды она в сердцах грохнула бутылку о танцпол, и хозяин заведения неделю просил у неё прощения, уговаривая вернуться. К счастью, Эльза вовремя вырвалась из цепких порочных лап "Студии 54", не всем это удавалось.
Изысканная утонченная Эльза была любимой моделью изысканного и утончённого Холстона. Великий Холстон создавал для неё платья, а Эльза уже смотрела вперёд. Она начала придумывать украшения для манхэттенских модельеров и весьма преуспела в этом. Безупречный вкус, блестящее образование, каталонские впечатления работали безупречно.
Когда Холстон создавал свои первые именные духи он поручил создание флакона Эльзе. Маленький кувшинчик из раскопок послужил прообразом будущего знаменитого флакона духов Холстон. Безупречная форма стеклянного сосуда с округлой пробочкой был изумительно приятен на ощупь. Духи Холстон пользовались огромной популярностью, и многие покупательницы приобретали их именно из-за прелестного флакончика - кувшинчика.
Подробнее о сложных отношениях Холстона и Эльзы я писала в отдельной статье. Эльза была искренне привязана к Холстону и даже готова была выйти за него замуж, но времена менялись, браки - обманки, которые заключали мужчины нетрадиционной ориентации, отошли в прошлое. Вовсю шла сексуальная революция, и бояться было уже нечего.
Холстон привёл Эльзу в Тиффани. Компания сразу поняла, что Перетти настоящая находка. Одарённая, с исключительно оригинальным взглядом на дизайн, к тому же она была своя для мира больших денег. Девушка из очень богатой семьи точно знала, что хочет молодая богатая клиентка Тиффани.
Времена менялись, роскошные броши и помолвочные кольца с бриллиантами отходили на второй план. Женщины хотели носить бриллианты каждый день с платьем - рубашкой Холстона, а не в пафосных вечерних изделиях. И Эльза придумывает длинную цепочку, в которой закреплены один или несколько бриллиантов и предлагает носить два бриллиантовых гвоздика в одном ухе.
Это были первые знаковые изделия, которые стали узнаваемы именно благодаря Эльзе Перетти и Тиффани. Позже появились Открытые сердца - подвески в форме сердечка, причем цепочка продевалась через сам кулон без дополнительного крепления, Эльза избегала лишних деталей.
Эльза начала делать украшения из серебра, которые женщины могли себе позволить купить легче, чем чопорное классическое украшение.
Она придумала браслеты - манжеты Bone, то есть кость. Широкий браслет с удобной выемкой для косточки на запястье, которые делали на правую и левую руку, произвели фурор.
Их носили не только супер звёзды, их реплики можно встретить в каждой ювелирной лавочке.
Эльза Перетти особое значение придавала тактильным ощущениям, достигая этого безупречным качеством формы, литья и обработки.
Серия "зерна", повторяющие форму бобов, и "слезы" - неповторимо приятны на ощупь.
Творчество было почти всей жизнью Эльзы.
Ходили слухи о её романе с знаменитым фотографом Хельмутом Нюьтоном, благодаря которому появилась одна из самых известных фотографий двадцатого века - Эльза Перетти в образе зайчика Банни с вечеринок Плейбоя.
Для компании Тиффани Эльза стала настоящим кладом, в иные годы до 10% прибыли Тиффани приносили продажи изделий Перетти.
Когда умер отец Эльзы, Нандо Перетти, оказалось, что её сестра, которая была все эти годы послушной дочерью, получила 55% от всего имущества семьи, а непутёвой Эльзе отец завещал всего 45%. Эльза долго судилась с сестрой и добилась равенства долей в отцовском наследстве.
Деньги она передала в крупный благотворительный фонд, который поддерживал самые разные виды помощи, и каждую заявку рассматривала лично - строительство школ, поддержку женщин, экологию. В фонд она вкладывала и свои немалые прибыли.
Эльза целых десять лет была счастлива в личной жизни. Она влюбилась в водителя грузовика, который врезался в ворота ее дома. Вышла поскандалить и нашла спутника жизни больше чем на двадцать лет, половину из которых прожила в любви.
После отставки Эльза купила целую деревушку в Каталонии и полностью восстановила ее.
Она также финансировала программу по сохранению археологического комплекса Эмпуриес и стала первым иностранным лауреатом премии Национального совета по культуре и искусству Каталонии.
Она умерла в марте 2021 года в своей деревне, оставив после себя множество добрых дел и великолепных украшений, ставших легендарными и сделавшими имя Тиффани знакомым каждой женщине.
Ссылка по тексту: