В состав марийского национального костюма фартуки (запоны) вошли не сразу. До начала второй половины ХIХ века бытовой костюм марийки не включал этого элемента. Исследователи отмечают, что и на праздники фартуки не надевали, вместо них на свадьбы и другие знаменательные события поверх нарядной рубахи-туники, расшитой узорами, подвязывали большие шёлковые платки.
В начале ХХ века, вероятно, под влиянием культурной традиции народов-соседей широко распространились фартуки с грудкой и без неё. Сначала они были домотканными, позже появились передники из фабричной ткани. Луговые марийки Царевококшайского уезда носили передники без грудки, к которым пришивали завязки, подол богато украшали вышивкой, кружевом и тесьмой. В северной части Царевококшайского и Уржумского уездов (Сернур, Торьял, Мари-Турек) носили фартуки без грудки, но с двумя боковыми половинками, украшенные вышивкой из шёлковых ниток.
Запоны с грудкой, широкими лямками и крылышками стали дополнять наряды горных и восточных мариек в конце ХIХ в. В 30-е годы ХХ в. этот элемент костюма стал популярным и среди луговых мариек Царевококшайского уезда.
На украшение фартуков повлияли культурные традиции народов-соседей. Так, у горных мариек вырез грудки передника был треугольной или раздвоенной треугольной формы, напоминающий чувашские передники этнографической группы вирьял. На форму и украшение фартуков восточных мариек повлияли башкирские и удмуртские традиции. Эти фартуки украшали вышивкой, кружевами, бисером и блёстками. В ХХ веке подол фартука стали заутюживать в складки. Более разнообразной стала и его цветовая гамма: кроме традиционного красного, стали использовать жёлтый, зелёный и тёмно-синий цвета. Повседневные фартуки, предназначенные для защиты рубахи-туники от загрязнения, украшали скромно – мелкой строчкой, вставками из цветной ткани или однотонной тесьмой.
На марийских фартуках преобладали растительные и зооморфные орнаменты. Любопытно, что в разных уездах узоры на фартуках различались не только по сюжету, но и по месту расположения. В одних уездах украшали только подол, в других – узор шёл ещё и по боковинам и продольным швам. В более позднее время на марийских фартуках появились орнаменты, характерные для русской вышивки, их так и называли «рушлатÿр» (русский узор).
Исследуя сегодня эту деталь национального марийского костюма, мы можем узнать много интересного о быте и традициях народа.
#языки #народы россии #коренные языки #родная речь #русский язык #родные языки #марийцы #национальный костюм
Федеральный институт родных языков
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Родные языки народов России»