Найти в Дзене
Азбука Косметики

Как не нарваться на подделку при выборе косметики? Разоблачаем поддельные "сертификаты". Проверяем маракетплейсы на контрафакт.

  • Почему декларация соответствия не гарант качества.
  • Как правильно читать "сертификат" на косметику.
  • Контрафакт на известном маркетлейсе.
  • Чек-лист: 6 вопросов продавцу.

Вопрос оригинальности косметики, особенно зарубежной, всегда стоял перед покупателями из России и СНГ, а в настоящее время это актуально как никогда! Как выбрать настоящую, неподдельную косметику? На какие моменты следует обращать внимание и как самостоятельно определить оригинальность косметики перед покупкой? Хорошая новость состоит в том, что, сделать это вполне возможно! Другая новость в том, что практически никто не знает и не пользуется простыми способами проверки будущей покупки на оригинальность. Не все понимают, зачем это нужно. Ответ простой: "Лицо – не полигон для тестирования и экспериментов. Это наше здоровье и наша красота". Хочется наносить на кожу безопасные и качественные средства.


Мы расскажем вам, как можно достаточно просто вывести на чистую воду любого продавца косметики и понять, какой товар он вам предлагает купить – оригинальный или "не очень". Данный вопрос является актуальным всегда и не имеет значения, где вы покупаете косметику, в магазине у дома, в интернет-магазине или на маркетплейсе. Нарваться на контрафакт или подделку можно везде, причем очень даже запросто! Рассмотрим ниже, как с этим бороться.

ПЕВЫЙ ДОКУМЕНТ – ДЕКЛАРАЦИЯ СООТВЕТСВИЯ НА КОСМЕТИКУ

Существует документ, который описывает требования к качеству косметики, в том числе зарубежной! Данный документ носит название ТР ТС 009/2011 (технический регламент таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции"). В тех регламенте в деталях расписаны требования к косметике, чтобы обезопасить покупателя от некачественного товара. Когда продавец завозит товар в РФ, он должен оформить на каждый товар «Декларацию соответствия». Данный документ предполагает, что продавец закажет услугу лабораторного тестирования образцов косметики и, при получении положительных результатов из лаборатории, выпустит вышеописанную декларацию! Образец правильно оформленной декларации соответствия выглядит следующим образом:

Пример декларации соответствия для тонера Madagascar Centella Toning Toner торговой марки SKIN1004. Регистрационный номер декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-KR.РА01.В.87504/21
Пример декларации соответствия для тонера Madagascar Centella Toning Toner торговой марки SKIN1004. Регистрационный номер декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-KR.РА01.В.87504/21

Важно знать, что декларация соответствия должна быть выпущена только на один бренд (нельзя включать в один документ продукцию разных брендов) и только на однородную продукцию (нельзя одновременно задекларировать крем и тонер). Но допускается включение в одну декларацию несколько схожих по своему составу кремов, или тонеров, или эмульсий или масок. У одного и того же производителя составы зачастую идентичны между собой, производство продукции осуществляется на одном и том же оборудовании. Следовательно, качество одного крема будет максимально приближено к качеству другого схожего по свойствам и типу продукта. Однако, некоторые продавцы включают в одну декларацию массу разнородных товаров или ряд разных брендов. В этом случае, данная декларация не дает никаких гарантий качества. Пример такой декларации ниже:

Декларация соответствия действующая сразу для нескольких десятков брендов. И на огромное количество косметических средств. Отсутствует регистрационный номер декларации о соответствии.
Декларация соответствия действующая сразу для нескольких десятков брендов. И на огромное количество косметических средств. Отсутствует регистрационный номер декларации о соответствии.

В документе прописана сотня разных брендов! Как одна декларация (а следовательно 1 лабораторное испытание) может объединить под собой сотню косметических продуктов с разнородными составами и формулами, характеристиками и эффективностью? Как данный документ был выпущен?

Ответ прост: данный документ выпускается самим импортером. Любое юридическое лицо вправе выпустить такой документ, поставить на него печать и выложить в реестр https://pub.fsa.gov.ru/rds/declaration. Туда же импортер должен подгрузить документы, необходимые для самостоятельного декларирования согласно требованиям технического регламента. Наличие декларации соответствия - это не гарантия качества и оригинальности косметики.

Вы можете самостоятельно проверить каждую декларацию и понять, насколько представленный документ является полноценным!
Заходим на сайт Росаккредитации по ссылке ниже и указываем номер декларации в поисковой строке слева.
https://pub.fsa.gov.ru/rds/declaration/view/16133459/common

  • Смотрим данные того, кто регистрировал продукт. Обращаем внимание, чтобы были полный адрес, телефон и email.
  • В графе "Исследования, испытания" и смотрим, где были выполнены данные исследования. Они должны быть выполнены в аккредитованной лаборатории на территории России.

Если лаборатория находится не в России (а в Армении или Казахстане), то это повод задуматься, проводились ли вообще испытания? Зачастую импортеры стараются сэкономить время и деньги, просто покупают Декларации соответствия в этих странах. Одна декларация соответствия стоит от 15 до 25 тысяч в России, а в той же Армении цена от 12 до 18 тысяч рублей. Важно понимать, что испытания пройденные не в аккредитованной в ЕАЭС лаборатории, могли вовсе не проводится, либо результаты таких испытаний могут быть весьма сомнительными.

  • В графе "Сведения о продукции" смотрим на какие продукты выпущена декларация. Держим в голове, что 1 декларация = 1 продукт или 1 группа схожих продуктов 1-го бренда). Если видим мешанину из различных брендов, ставим под сомнение добропорядочность продавца.
Видим, что испытания проводились для одного продукта - тонера Madagascar Centella Toning Toner торговой марки SKIN1004.
Видим, что испытания проводились для одного продукта - тонера Madagascar Centella Toning Toner торговой марки SKIN1004.

Итого: Понимаем, что бумажка с печатью может ввести в заблуждение покупателя и не является гарантией качества продукта.

ПРОВЕРКА МАРКЕТПЛЕЙСОВ!

А разбираются ли популярные маркетплейсы в нюансах оформления деклараций? Мы доверяем таким площадкам, так как полагаем, что они являются профессионалами в областях, связанных с торговлей. Считаем, что маркетплейс заботится о покупателе, тщательно проверяет продавцов. К сожалению, это не так! Например маркетплейс с сочным названием на букву “W”, более чем за год работы с нами так и не попросил предоставить Декларации соответствия.

Мы провели эксперимент и запросили у одного из продавцов с подозрительно низкой ценой направить нам декларацию соответствия. В полученный документ было включено множество разных брендов, что сразу ставит под сомнение качество косметики. Однако, он пытается ввести нас в заблуждение, используя тезисы о сертификации :

Подобный ответ не может нас удовлетворить. Пишем в поддержку маркетплейса и вот какой ответ получаем:

Очевидно, что служба поддержки маркетплейса не проверяет "качество и достоверность" сертификатов. Товар из декларации на сотню продуктов успешно продается на площадке.
Очевидно, что служба поддержки маркетплейса не проверяет "качество и достоверность" сертификатов. Товар из декларации на сотню продуктов успешно продается на площадке.

Мы видим, что поддержка не в курсе требований, предъявляемых к Декларациям соответствия на косметику. В итоге, имеем ситуацию, когда и покупатель, и маркетплейс, и даже продавец, взаимодействуют между собой, не разбираясь в гарантиях качества к продукции!

Но, мы с вами теперь знаем, на что обращать внимание в Декларации соответствия и как ее проверять. Важно помнить, что в случае реализации поддельной продукции, страдаете в первую очередь вы ваша кожа и ваш кошелек! Поэтому принцип "Доверяй, но проверяй!" в данном случае работает, как нельзя кстати.

ЭТИКЕТКА – ЭТО ВАЖНО!

Декларация соответствия не единственный документ, который помогает проверить косметику на оригинальность. Попросите продавца прислать этикетку понравившегося продукта на русском языке. По закону, на каждой единице иностранной косметики должна быть этикетка на русском языке со значком EAC (единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Евразийского экономического союза). Помимо самого значка EAC на этикетке должна быть информация об импортере, его контактные данные, название косметики на русском языке, способ применения, срок годности.

Выглядит правильная этикетка следующим образом:

Пример этикетки для тонера Madagascar Centella Toning Toner торговой марки SKIN1004
Пример этикетки для тонера Madagascar Centella Toning Toner торговой марки SKIN1004
  • Вводим контактные данные импортера в строку поиска в интернете и смотрим, действительно ли он занимается косметикой. Если никаких данных нет, или же они не говорят ничего о роде занятий импортера это повод насторожиться. Мы в данном случае понимаем, что одно из звеньев поставки (в части происхождения товара и его перевозки до России) является скрытым от нас. И можно предположить, что рисков нарваться на некачественную или контрафактную продукции в разы больше.
  • Также, зачастую, этикетки не содержат всей требуемой информации, что также является аргументом отказа от покупки. Правило здесь простое – если все было оформлено по правилам и завозилось в Россию "в белую", то этикетка не может быть оформлена не по правилам, так как в этом случае есть риск того, что продукция не пройдет таможню. Все этикетки должны наноситься до прохождения границы, то есть за рубежом (на территории самого производителя или же по договоренности с другими тамошними компаниями).
  • И еще один небольшой лайфхак: наименование на этикетке должно полностью соответствовать наименованию в Декларации соответствия. Сверьте данные. Это займет 1 минуту. На поддельную либо «серую» продукцию наклейки приклеиваются уже в России по месту «деятельности» того или иного недобросовестного продавца. И в этом случае нет необходимости запариваться полнотой информации.

Теперь вы знаете, что этикетка – это не произвольная наклейка, а важный элемент подтверждения качества косметики, который имеет определенный стандарт.

ОЦЕНИВАЕМ САЙТ, АДРЕС СКЛАДА, ЛОГИСТИЧЕСКУЮ ЦЕПОЧКУ.

Вот мы и проверили декларацию соответствия и наклейку! На что еще обратить внимание?

Далее мы можем оценить самого продавца и то, насколько он ответственно подходит к своему делу, а также связан ли он каким-то образом с продаваемыми брендами. Вы можете спросить продавца или посмотреть у него на сайте, где он закупает продукцию. Проверить соцсети. Добросовестные продавцы легко предоставляют полную информацию о том, откуда товар и как он оказался на полках магазина в России.

Лучший вариант – если продавец самостоятельно закупает продукцию за рубежом и импортирует ее в Россию. В этом случае, продавец может гарантировать непрерывность цепочек поставки, а также обеспечить все необходимые условия при перевозке. Косметика имеет определенный температурный режим хранения (в среднем от +5 до +25 градусов по Цельсию). Отдельные импортеры экономят средства на логистике и везут косметику в контейнерах «морем» вместо перевозки «по воздуху» на самолете (перевозка морем стоит в 3-4 раза дешевле, чем авиаперевозка). Если это происходит зимой или поздней осенью, велика возможность заморозки продуктов. А после такого температурного воздействия эффективность ингредиентов существенно снизится или вообще исчезнет. Как итог - вы недовольны покупкой, косметика «не работает», вы потратили деньги на испорченный продукт, так как продавец сэкономил на соблюдении условий перевозки.

Как проверить соблюдался ли температурный режим? Обеспечивается ли температурный режим на текущем складе продавца?

Однозначно ответить сложно, но можно воспользоваться следующими советами: старайтесь выбирать продавцов, которые сами импортируют косметику (добросовестному продавцу не выгодно иметь дело с недовольными покупателями). Выбирайте продавцов, адрес склада которых находится в черте города. В этом случае больше шансов, что помещение является отапливаемым, проведена вентиляция, созданы все условия для хранения косметики.

НИЗКАЯ ЦЕНА – ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ!

Если магазин предлагает низкую цену, это свидетельствует о серьезных рисках.

Два из трех интернет-магазина продают крем по цене 2999 рублей, а один из магазинов за 1999 рублей. Велик соблазн сэкономить. Но, покупая относительно "дешевый" продукт, мы должны принимать на себя повышенные риски, связанные с тем, что косметика может быть некачественной или поддельной (косметика просто могла быть закуплена в полцены за рубежом из забракованной партии на черном рынке). Специалисты рекомендуют отсекать из выборки самые дешевые и самые дорогие предложения. Выбирайте из средних цен по рынку, так вы с большей вероятностью купите качественный оригинал.

Также простое упражнение: находим сайт понравившегося бренда в интернете и проверяем, сколько стоит косметика у него на сайте в его стране. Например, если мы хотим пробрести сыворотку корейского бренда My Skin Solus, находим официальный корейский сайт и смотрим сколько она там стоит.

https://myskinsolus.com/goods/view?no=101

На сайте производителя myskinsolus.com находим сыворотку CERAPYome Moist up Serum. Ориентируемся на полную цену продукта
На сайте производителя myskinsolus.com находим сыворотку CERAPYome Moist up Serum. Ориентируемся на полную цену продукта

Переводим далее 39 000 корейских вон в рубли, получаем около 2 700 рублей – цена в Корее. Какая будет справедливая и вообще, возможная минимальная цена в России? Посчитать можно используя следующую формулу – прибавляем 20% на перевозку, еще 6% экспортную пошлину и еще 20% НДС. Получаем цену равную 4121 рубль. Это будет примерно справедливой ценой для данного продукта на нашем рынке. Если же вам предлагают купить в России данную сыворотку за 2 500 рублей, нужно понимать, что продавец где-то очень сильно сэкономил! Никто не сможет дать Вам гарантий безопасности при использовании контрафакта.

И заключительный момент, который также позволит обезопасить вас от некачественной косметики. Проявляйте любопытство и не стесняйтесь задавать вопросы продавцу. Если вы покупаете на маркетплейсе, найдите сайт продавца в интернете (наименование продавца всегда можно найти в карточке продавца на самом маркетплейсе). А если не находите сайта, задумайтесь, у кого вы планируете сделать покупку и стоит ли рисковать? Возможно, продавец держит продукцию у себя дома, может быть даже на балконе, в гараже, в машине!

Отсутствие сайта и оформленных документов - тревожный звоночек. Стоит ли невысокая цена косметики, где самой малой неприятностью могут стать отсутствие эффективности средства и впустую потраченные деньги, а из больших неприятностей - проблемы с кожей и ее длительное и дорогое восстановление? Решать только Вам!

КРАТКИЙ ЧЕК-ЛИСТ: ТОП-6 ВОПРОСОВ

Итак, красота и молодость нашей кожи в наших руках. Теперь мы обладаем достаточными знаниями, чтобы не нарваться на подделку или некачественный продукт. Подытожим:

  1. Запрашиваем декларацию соответствия и смотрим, как она оформлена
  2. Проверяем на сайте https://pub.fsa.gov.ru/rds/declaration Нас устраивает, когда испытания проводились в аккредитованной в ЕАЭС лаборатории на территории России
  3. Помним правило: 1 декларация = 1 продукт (или 1 группа схожих продуктов одного бренда).
  4. Смотрим этикетку, сверяем название косметики с наименованием в декларации соответствия. Проверяем полноту информации.
  5. Анализируем предлагаемую цену. Сравниваем с ценами в остальных магазинах. Смотрим, сколько стоит за рубежом. Отсекаем самые дешевые цены и самые дорогие. Оставляем средние.
  6. Ищем сайт продавца из России, смотрим, кто импортер, совпадает ли он с продавцом, проверяем есть ли данные по складу.

Наслаждаемся покупкой качественной косметики.

Статья подготовлена
эксперт в области импорта и дистрибуции косметикой,
Александр Дукалис