Потоки машин из Московской области в столицу России и обратно увеличиваются с каждым годом, что требует модернизации транспортной системы, включая и строительство новых дорог, призванных разгрузить действующие трассы.
Новая скоростная
Относится это и к проекту скоростной автомагистрали «Виноградово – Болтино – Тарасовка» (16,1 км), которая свяжет Ярославское и Дмитровское шоссе и оттянет на себя часть потока северного участка МКАД. Новый маршрут пройдет в среднем на расстоянии 6 км от кольцевой.
Благодаря будущему объекту, время в пути до Москвы на этом направлении сократится на один час. Ожидается, что возрастет и инвестиционная привлекательность прилегающих территорий. Пропускная способность дороги категории IБ без светофоров и одноуровневых пересечений, где автомобили смогут разгоняться до 120 км/ч, составит до 39 тыс. транспортных средств в сутки.
Помимо самой дороги, строители возведут одиннадцать путепроводов и мостов, четыре — в составе транспортных развязок. Анонсировано применение ряда инновационных технологий, которые позволят реже прибегать к ремонту. В частности, дорожная одежда будет отличаться на разных участках трассы, в зависимости от особенностей местности — болото, лес, поле.
Работы полным ходом
Сегодня работы ведутся одновременно на нескольких участках. Задействовано более 200 человек и 60 единиц спецтехники. К концу марта 2022-го выполнено устройство насыпи в объеме свыше 1,5 млн куб. м грунта — около половины от планируемого на данном этапе.
Осуществляется монтаж новых и переустройство действующих инженерных сетей; продолжается укладка водопропускных труб. Относительно искусственных сооружений — работы ведутся на мосте через реку Чанку и путепроводе через Пироговское шоссе, которое в рамках проекта будет частично реконструировано — здесь предусмотрена одна из будущих развязок. Открыть движение по новой трассе должны во второй половине 2024-го.
Первоначально планировалось, что дорога будет бесплатной, однако в 2016-м к реализации проекта решили привлечь частные инвестиции, и через два года с Группой «ВИС» правительство МО заключило концессионное соглашение; финансовым партнером выступил Газпромбанк.
Против дороги
Вопрос строительства шоссе был поднят еще в 2011 году и вызвал тогда неоднозначную реакцию. Против нового объекта выступили главным образом жители тех мест, через которые предполагалось протянуть трассу (Пушкинский район и Мытищи), а также экологи, защищающие природные богатства Подмосковья — в зону вырубки попало свыше 100 Га леса.
В 2013-м Комиссия Общественной палаты РФ рекомендовала пересмотреть проект, посчитав его неэффективным, в том числе и с точки зрения расходования бюджета. А через три года — и вовсе исключить дорогу из схемы территориального планирования Московской области.
Параллельно проводились независимые экспертизы, в адрес инициаторов проекта звучали обвинения о нарушении нормативных актов и в целом российского законодательства. Говорили об угрозе для Акуловского гидроузла, снабжающего водой российскую столицу; частичном уничтожении Лесопаркового защитного пояса Москвы; ухудшении экологической обстановки и сокращении популяций обитающих в этих местах животных. Доходило и до открытых протестов.
Но единственное, в чем, как считается, власти пошли на уступки — сокращение проезжей части с шести до четырех полос. Активно звучащие голоса против не помешали делу идти своим чередом, хотя сроки позднее и пришлось немного сдвинуть вперед; правда, причиной этому стала пандемия.
В 2020-м началась вырубка деревьев и изъятие земель; в том же году Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение. В самом начале 2021-го приступили к созданию подъездных дорог, обустройству производственных баз, складов и всей сопутствующей инфраструктуры для проведения основных работ. Позднее со стороны села Тарасовка началось непосредственно строительство самой трассы.
Стоимость проекта составляет 52 млрд руб. (вероятно, со временем сумма увеличится); 85% расходов берет на себя концессионер, остальное — регион. По истечению срока соглашения в 2033 году дорогу безвозмездно передадут Московской области.