Найти тему
ПроАвтобизнес

Что будет, если автобусам включить зеленый свет

Странное явление охватило просторы стран Таможенного союза, и прежде всего России и Республики Беларусь.

Сегодня уже трудно хронологически установить, что было вначале? Либо «сверху» был подан сигнал: теперь государство будет уделять особое внимание развитию и обновлению городского пассажирского транспорта, либо промышленники своим бизнес-чутьем увидели перспективу развития этого сектора автостроения.

Сначала генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин откровенничает: «Признаю, что к пассажирскому транспорту я всегда относился, как к вспомогательному направлению для «КАМАЗа». Автобусы уже дают 10% выручки камского автогиганта, следовательно, надо увеличивать мощности. Сразу появляются планы увеличить производственную мощность предприятия (НефАЗ) по выпуску автобусов в Нефтекамске до 3000 автобусов в год.

Кадр из презентации КАМАЗа
Кадр из презентации КАМАЗа

Следом приходит информация из Республики Беларусь. Генеральный директор МАЗа Валерий Иванкович заявляет: «Автобусы – самый востребованный продукт на сегодня в портфеле заказов МАЗа. Мощности, к сожалению, ограничены, поэтому разработан проект нового современного автобусного завода». По его словам, новый завод позволит удвоить производственные мощности по выпуску пассажирской техники.

К этой гонке увеличения производственных мощностей по выпуску автобусов и электробусов, конечно, не подключается Ликинский автобусный завод: у него их с избытком. Наш канал готовит материал о том, насколько локализованы модели ЛИАЗа?

Почему же автобусные заводы оказались по сути не готовы к тем переменам, которые произошли на автомобильном рынке страны и срочно потребовалось удвоение мощностей?

Причина тут проста. В двух словах, потому что в 90- и 00-ые годы произошли события, определившие тренды развития автобусного рынка. Был издан ФЗ-131 о распределение полномочий между уровнями власти, по которому внутригородские пассажирские перевозки оказались в ведении муниципалитетов. Во-вторых, к перевозкам подключается и новый игрок – частный перевозчик. Не правда ли, что в результате этого великолепно себя чувствует Павловский автобусный, потому что даже в городах-миллионниках частники ставят на маршруты «пазики» (ПАЗ-3205), вдобавок, развивается сеть маршруток. Вот такая произошла оптимизация в течение прошедших десятилетий. Но со временем пришло осознание – так жить нельзя.

Сегодня, как известно, при помощи федерального центра выполняется программа обновления пассажирского транспорта «Безопасные и качественные дороги 2.0», федеральная программа «Чистый воздух», о которой рассказывал наш канал. Вдобавок, региональные власти, наконец-то обратились, к решению этой проблемы на своих территориях, и осуществляют массовые закупки нового подвижного состава для своих городов. Подключается к этому процессу и институт развития ВЭБ РФ.

И в этом случае важно, не только иметь высококонкурентный модельный ряд пассажирской техники, но и производственные мощности, способные удовлетворить спрос.

-3

В этом отношении следует также упомянуть о том, что мощности еще одного российского автопроизводителя Volgabus. Проект под Владимиром, в Собинском районе, был начат в 2016 году. Сегодня здесь готовится к открытию нового цеха, который позволит нарастить объёмы производства до 1000, а в перспективе и до 2000 автобусов в год. Возведение второй очереди сборочного производства площадью 13 000 кв. м. потребовало от группы «Волгабас» инвестиций в размере более 800 млн руб.

-4

Немаловажно, что новые производственные мощности обеспечены заказами. Главный, исполняемый сегодня, это поставки в Санкт-Петербург ( 1600 автобусов). Помимо хорошо знакомых 12-метровых автобусов, работающих на компримированном и сжиженном газе, будут поставлены и 9-метровые модели. Volgabus-4298 — это полунизкопольный автобус среднего класса, построенный на китайских агрегатах. Он оснащается дизельным либо газовым двигателем Weichai, развивающий мощность 180 л.с. Автобус имеет варианты работать как на сжатом метане, так и на сжиженном. Устанавливается либо криобак, либо 5 газовых баллонов емкостью 123 литра каждый. Запас хода на газомоторном топливе — более 300 км. Коробка передач — американской фирмы Allison (модель T270R), с мостами Dana.

-5

Но вот на что хотелось бы особо обратит внимание. Это достаточно молодое предприятие в автобусостроительной отрасли страны совершило необыкновенный прорыв. Дело в том, что крупнейший французский перевозчик RATP, обслуживающий столичный парижский регион проводит крупнейшую программу по экологизации общественного пассажирского транспорта. В том числе по замене дизельных автобусов на экологичные электробусы. И в этом ему помогает «Бакулин Моторс Групп» (БМГ) - так официально называется компания, владелец бренда автобусов и электробусов Volgabus. Французская компания Bolloré сотрудничает с БМГ уже более года. Первый заключенный контракт был на поставку во Францию 50 машинокомплектов электробусов. В рамках второго объем поставок был увеличен до 100 штук.

-6

Французское предприятие получает 12-метровый корпус автобуса из нержавеющей стали, агрегаты ходовой части и механизмы управления. Требования к кузовам очень высокие: на каркасе около 5000 сварочных швов, наиболее важные из которых контролируются ультразвуком, а геометрия кузова проверяется при помощи лазера. А вот во Франции происходит оснащение литий-полимерными батареями и досборка. Такой электробус проезжает на одной зарядке расстояние 320 км.

Кто бы мог подумать, что российский автобусостроитель будет выполнять такой заказ? Это можно охарактеризовать как прорыв. Наверняка, это первый пример, для отечественной автобусной отрасли сотрудничества и налаживания технологических цепочек.  Но этим контрактом не ограничивается деятельность компании. Также разработаны дорожные карты по открытию сборочных производств в Узбекистане и Казахстане.

Уважаемые читатели, что вы думаете по данному вопросу? Пишите в комментариях

источник

О заводе под Владимиром смотрите здесь