— Серёга, ты когда запрыгнешь в лодку, не наступай на эту штуку. Вон там, видишь такую фигню? Это шланг от бензобака, он очень длинный. Если на нём стоять, то мотор глохнет.
А чтобы завести, надо вот эту чекалдырку дёрнуть. Да. Такая поперечина к верёвке привязана, из мотора торчит... Вот, за неё и дёргай!
Девушкам, на фото ниже, простительно не разбираться в устройстве лодки и не знать элементарных деталей лодки. А Серёге с товарищем — надо немного подтянуть знание терминологии водномоторника. Как считаете?..
Давайте вспомним некоторые важные термины. Нет! Не просто вспомним. Сделаем так: Я напишу (и покажу), то что считаю важным. Самыми простыми, понятными словами. И нарочно сделаю пару ошибок. А вы скажете (в комментариях) — где я ошибся. Так интереснее будет. Заодно, выясним, что такое чекалдырка и где она находится. Поехали!..
Набор (силовой набор) лодки, это её каркас. Корпус лодки, это набор покрытый обшивкой. Продольный элемент набора называется стрингер. Поперечный — шпангоут.
Киль знают все, даже совсем не лодочники. И наверное, даже девушки с фото в самом начале статьи. Киль, это позвоночник лодки. Основной элемент, создающий прочность набора. Он идёт по всему корпусу, от форштевня до ахтерштевня.
Если судак смотрит на лодку снизу, из воды — он видит днище. А чайка, пролетая над лодкой, может увидеть палубу (горизонтальная плоскость обшивки). На фото ниже, ящик с якорем стоит на носовой палубе.
Но, не у каждой лодки есть палуба. Например, у лодки на фото ниже, палубы нет. Слани под ногами брюнетки палубой не являются.
Надеюсь, что бимсы с карлингсами никто из вас не путает?.. На фото ниже: Носовая палуба лодки. Поперечные элементы подпалубного набора называются бимсы. Продольные — карлингсы.
Затем, одним блоком, самое простое — что знают все...
Боуден (трос Боудена) — передаёт поступательное действие от контроллера (машинки "газ-реверс") к мотору.
Кокпит — "обитаемая" часть лодки. Как салон автомобиля.
Планширь — часть между бортом и кокпитом. Если она достаточно широкая, по ней можно ходить. Потопчина — почти тоже самое, но правильнее употреблять этот термин, если ходите по нему вокруг каюты или рубки.
На фото ниже, "Прогресс-4". Я занимаюсь мотором. Хорошо виден широкий планширь, с наклеенным ковролином.
Блок плавучести — отсек лодки, заполненный материалом с положительной плавучестью. На старых лодках это были просто герметичные отсеки.
Моторная (подмоторная) ниша. Это тоже все знают. На фото ниже: отсек между кокпитом и транцем лодки.
Катер — это лодка с каютой.
Форштевень, это передняя часть киля. На лодках он изогнут. Усилен конструктивно (как у лодки "Крым" на фото). Может иметь накладки, как у лодок семейства "Прогресс".
Причальная утка, это птица ожидающая хозяина с рыбалки.
Шучу. Причальная (правильнее говорить швартовая) утка служит для крепления на ней троса. Для швартовки или постановки лодки на якорь.
Где у лодки находится та самая чекалдырка, с которой начался разговор?.. Да, любая часть лодки или мотора... любая деталь, названия которой вы не знаете — это и есть чекалдырка. Ну а, как её ещё назвать?..
И несколько терминов, не из устройства лодки:
Крен – наклонение судна на тот или иной борт (левый, правый). Измеряется в градусах.
Дифферент – наклонен судна на нос или корму. Тоже, измеряется в градусах.
"На миделе". В характеристиках лодок можно встретить угол килеватости у транца и на миделе. Или осадка лодки на миделе. Имеется ввиду — в средней части корпуса.
Килеватость лодки. Одна из самых обсуждаемых характеристик корпуса лодки, её профиля в поперечном разрезе.
Есть популярное заблуждение, что чем выше килеватость (острее угол), тем лучше для глиссирующей лодки. На самом деле, в этом есть как плюсы, так и минусы:
Чем выше килеватость, тем лучше курсовая устойчивость на высокой скорости. Тем меньше ударные нагрузки о встречную волну.
Но хуже остойчивость в статике или на малом ходу. Выше гидродинамическое сопротивление (воды) в водоизмещающем и переходном режимах.
Как следствие, для перехода в режим глиссирования, лодке с высокой килеватостью требуется более мощный мотор, чем для лодки с меньшей килеватостью.
"Плоскодонками" называют (нет, не девчонок, которым не повезло от природы), а лодки с килеватостью до 10 градусов. Если угол 10°-15°, это считается умеренной килеватостью. 15°-20°, это высокая килеватость.
Более 20° принято называть "глубокое V".
На этом пока закончим. Вот вам красивая лодка, для хорошего настроения.
Пишите в комментариях, какие ошибки вы заметили в моём тексте. Я их нарочно приготовил, для опытных и внимательных лодочников.
Желаю всем, добра и здоровья! Ваш "Лодочник".