Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Мотоцикл Красной Армии ТИЗ-АМ-600, который появился раньше М-72

Продолжим сегодня обзор экспозиции питерской «Олдтаймер Галереи».

В прошлой статье я рассказал вам про восстановленный в идеальное состояние Иж-49 с коляской:

Сегодня речь пойдёт про не менее красивый, но гораздо более редкий советский мотоцикл. Он называется ТИЗ-АМ-600.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В 1935 году Наркомтяжпром СССР принял решение наладить выпуск мотоциклов на «Таганрогском инструментальном заводе № 65 имени товарища Сталина» (или просто ТИЗ).

Разрабатывать модель с нуля было сложно, так как не хватало собственного опыта, поэтому за основу для будущей модели взяли британский мотоцикл BSA Sloper с 600-кубовым нижнеклапанным мотором.

Для этого для НАТИ приобрели несколько образцов мотоциклов, где их разобрали и сделали рабочие чертежи.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Первые три мотоцикла собрали к 1 мая 1935 года (ох, любили же тогда всё делать к знаменательным датам).

Мотоцикл, получивший название ТИЗ-АМ-600, не предназначался для свободной продажи: его планировали поставлять в Красную армию, НКВД и Народно-освободительную армию Китая.

Серийное производство стартовало в 1936 году, но перед этим мотоциклы испытали в тестовом пробеге по Памиру длиной в 7000 километров.

Мотоцикл ТИЗ АМ-600 оснащался одноцилиндровым нижнеклапанным 595-кубовым двигателем, мощностью 16,5 л.с.

Это был самый мощный серийный мотоцикл в советском союзе в то время.

Двигатель объединялся с 4-ступенчатой коробкой передач, а в основе лежала трубчатая составная рама без каких-либо маркировок и информационных табличек.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

ТИЗ-АМ-600 оставался типично британским мотоциклом: тормозная педаль под левой ногой, кикстартер — справа, передачи переключались рычагом, а не педалью.

При этом рукоятки управления сцеплением и тормозом были так называемого «немецкого» типа: их концы смотрели внутрь, что снижало повреждения при падении.

Двигатель работал на бензине с октановым числом 66, а в качестве смазки летом использовалось масло Автол-8, а зимой — Автол-6. Правда из-за низкого качества масла его приходилось очень часто менять: каждые 1000 километров.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Крутящий момент от двигателя (а это 3,1 кгм) передавался на коробку передач, а затем от коробки на заднее ведущее колесо, при помощи цепных передач.

Так как мотоциклы предназначались в для нужд военных, их окрашивали в неяркие цвета, а хромированных элементов не было вовсе.

ТИЗ-АМ-600 выпускались с колясками и без, а для нужд армии и НКВД комплектовались турелью для пулемёта.

Сухая масса мотоцикла без коляски составляла 185 кг, а с коляской — 315 кг. Он разгонялся до максимальной скорости 95 км/ч (без коляски, естественно).

В 1941 году производство мотоцикла было эвакуировано на Тюменский мотоциклетный завод, где его продолжили выпускать до 1943 года.

В настоящее время встретить живой ТИЗ-АМ-600 является большой удачей, а найти в продаже останки или запчасти практически невозможно.

Поэтому так приятно посмотреть на этот идеально восстановленный экземпляр.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов