Найти в Дзене

Маскарад, или Стилевые и сюжетные концовки

Оглавление

Здравствуйте
На мой взгляд, временные и смысловые концовки, о которых я рассказывал вчера, могут смешиваться с другими видами: время + стиль, смысл + сюжет и т.д. в самых разных комбинациях.

Стилевые и сюжетные концовки (3 и 4 группы) тоже. То есть выбирается основа, а к ней примешивается все, что нужно.

III. Стилевые концовки

Эти виды знают все, они анализируются в каждом учебнике по литературоведению. Потому буду краток.

-2

1. Счастливая концовка – события в конце могут показаться читателю не очень-то и счастливыми, но для героев они – счастье.

2. Хэппи-энд – чёткое разделение счастливого завершения для положительных героев и наказания (возмездия) – для отрицательных.

3. Трагическая концовка – всё плохо для героев, но читатель испытывает катарсис.

4. Комическая – все разрешают комические события, однако счастливой концовки для главного героя может и не быть.

5. Трагикомическая – тут, ясно, соединение трагического и комического.

IV. Концовка по отношению к сюжету произведения

Тут важно, как и насколько полно раскрыты идеи, решены проблемы, насколько полно завершен сюжет, все его линии.

-3

1. Закрытая полная

► Полная – все сюжетные линии логически завершены. Да, все маски снимаются, маскарад закончен.
Закрытая провокационная – проблемы разрешены, но даётся намек на продолжение приключений героя.
Резкая концовка – мгновенное закрытие сюжетных линий.

2. Закрытая неполная

Неполная – не все сюжетные линии завершены по каким-то причинам, например, планируется продолжение.
Условно закрытая – проблемы разрешены частично, остальные додумываются читателем.

3. Открытая концовка

Открытая– формальное завершение истории, исчерпанность лишь одной идеи.
Сюжетная развилка (вариабельная) – открытая концовка, говорящая о продолжении истории в новом произведении.
Недосказанная – нарочито открытая концовка, будящая воображение и дающая возможность читателю додумать, как бы все могло быть.

4. Обманная концовка
Такую концовку еще называют поворотной, зеркальной, перевертышем. Суть в том, что предположения читателя не совпадают с авторскими придумками вообще. То есть в конце все переворачивается с ног на голову: герой становится злодеем, а злодей героем, мертвые оживают, появляются всякие неожиданности. Часто используется в хорроре, триллерах.

Крутые повороты, сюжетные горки, сюжетное колесо – сложный вид концовки, поскольку легко сделать ошибку, о которой я уже говорил: на самом деле обмануть ожидания читателя. За примером далеко ходить не надо – «Игра престолов». Концовка сериала разочаровала зрителей, потому у Мартина есть другие варианты. А это уже другой вид.

5. Альтернативная концовка
Это, скорее, сюжетная техническая концовка, когда писатель создает несколько вариантов завершения по разным причинам, например, для журнального варианта книги, через время, когда изменились взгляды. Такие концовки есть у Стругацких, Лукьяненко и т.д.
Варианты, версии концовки бывают и тогда, когда авторская идея глубока, многогранна, может разрешаться по-разному, в том числе альтернативно.

Писатели признаются, что работа над концовкой – самая интересная, потому что озарения в это время кажутся гениальными, близкое завершение истории дает новый виток мыслей и сил, образно говоря, если ты «болел» книгой, то начинаешь «выздоравливать».

Далее поговорим еще о двух последних группах видов концовки.

© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература