"О богатствах Гостиного двора, заключенных в его многочисленных лавках и кладовых — ни в сказке сказать, ни пером описать! Без сомнения, по ценности сосредоточенных в нем разнообразных товаров... и по сумме оборотов петербургский Гостиный двор... не имеет себе равных по всей России...," — такую характеристику петербургскому Гостиному двору дал во второй половине XIX века писатель и историк быта Владимир Осипович Михневич.
Кое-что из продававшегося в разные годы в гостинодворских лавках и магазинах можно увидеть в витринах на втором этаже Музея купечества.
Среди дореволюционных экспонатов отметила катушки с нитками от компании "Гютерманъ&Со".
Нитки "Gutermann" и сейчас можно приобрести в швейном магазине, а ведь компания была основана в 1864 году.
В отдельной витрине экспонаты советского периода: рекламно-печатная продукция и сувениры с логотипом Большого Гостиного двора, купюры и монеты.
Рядом — витрина с находками, сделанными во время проведения работ в 2009 году: медная балясина, найденная при отрывке шурфа у стены северного фасада Невской линии, карабин Мосина образца 1938 года, обнаруженный в подвале Перинной линии и т. д.
Здесь же можно рассмотреть схему устройства фундаментов Гостиного двора и некоторые его составляющие.
Меня особенно впечатлил фрагмент лежня из ствола лиственницы в отличном для своего возраста состоянии.
Лежни – горизонтально уложенные под подошву фундамента деревянные бревна.
В качестве лежней использовались стволы лиственницы или хвойных пород – елей или сосны. Продольно уложенные вдоль траншеи деревянные стволы позволяли распределять давление на слабые водонасыщенные слои грунта и сокращали расход дефицитного для того времени материала – камня.
Источник
Еще один интересный экспонат в этой витрине — счетная машинка "Феликс", произведенная в советские годы на заводе "Счетмаш" в городе Курске. Как нетрудно догадаться, названа она в честь Феликса Дзержинского.
"Дедушкой" "Феликса" была счетная машинка Однера, изобретенная Вильгодтом Теофилом Однером, российским механиком и изобретателем шведского происхождения.
В сопроводительной записке к портрету изобретателя на стене музея указано, что созданное им устройство "произвело настоящий переворот в бухгалтерии". Однер выпускал свои арифмометры в Санкт-Петербурге с 1877 по 1918 год (сначала за заводе Нобеля, где служил инженером, а затем на собственной фабрике).
После Октябрьской революции 1917 года предприятие Однера национализировали. Его наследники репатриировались в Швецию, где продолжили производить счетные машинки. А петербургский завод Однера в 1924 году переехал в Москву и также продолжил работать, выпуская арифмометры под торговой маркой "Феликс".
Знакомство с находками, сделанными во время реконструкции Большого Гостиного двора, продолжается в следующем зале. Здесь на одной из торцевых стен сохранили фрагмент исторической кладки.
1869 год — год постройки дома Комитета по управлению Гостиным двором, в котором расположен музей.
За стеклом в нише — кирпичи с клеймами, старинная напольная плитка, фрагмент дореволюционной газеты и гравированная гильза, переданная музею после полуденного залпа, данного в честь 225-летия Большого Гостиного двора в Петропавловской крепости 19 августа 2010 года.
Стены музея заполнены портретами самых ярких представителей петербургского и российского купечества.
Купцы Елисеевы, Александр Людвигович Штиглиц, учредивший на свои средства в Петербурге "Центральное училище училища технического рисования для лиц обоего пола", известное сейчас как Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица; старейший книготорговец Гостиного двора Яков Алексеевич Исаков, знавший Пушкина и Достоевского; владелец ювелирной торговли Иван Акимович (Екимович) Морозов, на месте лавок которого в 1965 году нашли тайник со 128 килограммами золота; Алексей Михайлович Рузанов, державший в Гостином дворе магазин косметических товаров, известный каждой петербургской моднице; продавцы игрушек купцы Дойниковы, у которых можно было купить все, начиная от грошовой куклы и заканчивая английским детским беспроволочным телеграфом за 65 рублей, и многие-многие другие.
Отдельная витрина посвящена рассказу о жизненном пути Василия Николаевича Муравьева, более известного как Серафим Вырицкий. С десяти лет он служил в Гостином дворе рассыльным, дослужился до старшего приказчика, а затем открыл собственное дело — контору по заготовке и продаже пушнины. Торговлю вел весьма успешно, входя в пятерку самых крупных мехоторговцев Петрограда накануне 1917 года. Как выходец с Ярославщины Василий Николаевич был действительным членом Ярославского благотворительного общества, одного из самых крупных и влиятельных благотворительных обществ России.
Выходцев из Ярославской губернии в Петербурге обитало много. Занимались они в основном торговлей или содержанием трактиров, слыли при этом людьми очень предприимчивыми и трудолюбивыми:
Московский журналист середины XIX века В. Толбин красочно описал ярославцев, которых он наблюдал в Москве: "...народ нежный, деликатный, не марающий своих круглых лиц ни известкою, ни каменною пылью, ни сапожным варом, а народы промышленный, который вам и карася оборотит в порося, и на воде не утонет, и в огне не сгорит, на обухе рожь смолотит, шилом патоку заварит...Какое бы поприще не избрал себе ярославец, чем бы он не занимался, всегда найдете вы разницу между им и прочими обитателями 52-х губерний...
Интересно, сохранился ли у современных жителей Ярославской области предпринимательский дух? :)
Первую часть моего рассказа о Музее купечества можно прочитать по ссылке