Весной 1956 года по комсомольскому призыву были созданы отряды для уборки урожая на целине. В МАИ, где я закончил первый курс радиотехнического факультета, в отряд набрали 500 добровольцев. Нас загрузили в товарные пульмановские вагоны человек по 50. Для сна – нары в 2 этажа. Все “удобства” – на улице. Когда состав останавливался, по команде: “Девочки налево, мальчики направо” разбегались по окрестным кустам. Остановки были довольно часто, почти на каждом разъезде. До Кустаная ехали более 5 суток. Сначала нас везли на северо-восток, в Кировскую область, чему мы очень удивлялись. Потом ехали вдоль всего Урала по каким-то неведомым одноколейным путям. Вдоль всего пути – красивейшие места: горы, реки, озёра. Часто встречались туннели. В составе мы насчитали около 100 вагонов, тянули их два паровоза. Вагоны прицепляли вдоль всего маршрута, так как ехали студенты не только из Москвы, но и из других городов, мимо которых состав двигался.
Из Кустаная нас, “радистов”, повезли в совхоз “Ленинградский” Урицкого района. До него было 200 км. Ехали на бортовых грузовиках, внутри кузовов которых были закреплены доски для сиденья. Такой способ передвижения не был для меня чем-то экзотическим. Даже в школе на экскурсию в Бородино нас возили на так же оборудованном грузовике.
Совхозу тогда было 1,5 года. Название свое он получил по Ленинградскому району Москвы, с предприятий которого поехали в него первые добровольцы. Поселили нас в армейской брезентовой палатке, где стояли 30 коек с матрасами, одеялами и подушками. На второй день нас отправили на прополку кукурузы – любимого растения Н.С. Хрущева. Её тогда сеяли везде вплоть до районов вечной мерзлоты. Кукурузы на поле видно не было – зеленый ковер самых разнообразных растений, т.е. сорняков. Когда мы увидели результаты своего труда после удаления сорняков, наш энтузиазм несколько упал: на квадратном метре поля торчали 1- 2 дохленьких стебелька кукурузы. Но очень скоро про эту "царицу полей" все забыли . Началась уборка пшеницы, урожай которой в тот год был очень хороший, и работы всем более чем хватало. Звенья распределили по полеводческим бригадам, расположенным в нескольких километрах от центральной усадьбы. Наше же звено оставили на центральной усадьбе и отдали в подчинение совхозному прорабу. Поселили уже в доме, где был свет и даже какой-то батарейный приемник раздобыли, правда, без батарей. Вместо батарей соорудили выпрямитель на где-то найденной радиолампе (мы всё-таки радисты).
Первым нашим заданием было из саманного кирпича построить здание под мастерские. Саман изготавливали в том же совхозе. Мы его привозили к нашей стройке, замешивали раствор и клали стены. Таким образом осваивали профессию строителя. Выполняли и другие работы. Здание мы построили. А крыша, окна и дверь были оставлены для специалистов. Потом в соседней деревне разобрали деревянный дом, перевезли на центральную усадьбу и собрали. Всё получилось. Мы же инженеры!
К концу сентября уборка закончилась, мы начали собираться домой.
В Кустанай мы вернулись так же на грузовиках, но в Москву ехали в нормальных плацкартных вагонах. В Москве на вокзале нам была уготована торжественная встреча, приехали однокурсники, играл оркестр, репортеры из нашей газеты “Пропеллер”, снимали.
Позднее нам от имени ЦК ВЛКСМ вручили значки: