Проблемы отечественного автопрома
Российский автопром оказался в полной неопределённости. До конца февраля в стране работало несколько иностранных производителей. После начала спецоперации в Украине они приостановили об остановке деятельности.
Большая часть автосборочных цехов простаивает из-за нехватки комплектующих, либо полностью свернули производственный процесс.
Рынок автомобильных запчастей вслед за автопромом столкнулся с ростом цен. С одной стороны уход иностранных корпораций из России тяжело ударил по автомобильной отрасли. С другой, они дали шанс отечественным автомобильным заводам заявить о себе.
Надежда на помощь государства
Российский парламент прорабатывает вопросы поддержки отечественного бизнеса. Однако пока мер недостаточно. Если государство не окажет должную помощь автомобильным производителям, то выпуск новых машин может прекратиться.
Проблемы конкретных предприятий
Отечественные автозаводы были слишком зависимы от иностранных комплектующих. К примеру, АвтоВАЗ или Ульяновский автозавод пока вынуждены приостановить производство. Если выпуск и наладится, то это будут модели, не имеющие многих электронных систем. Волжский автозавод сможет выпускать классические Нивы и Гранты. И пока все. Для остальных моделей нужна электроника. Ее теоретически могут поставить китайские заводы, но требуется время для налаживания логистики. В то же время, китайские предприятия могут столкнуться с западными санкциями, вследствие чего поставки остановятся.
На заводе «КАМАЗ» указали, что производство многих современных моделей так же приостановилось. Ранее двигателя, кабины, электроника для грузовиков поставлялись из-за рубежа. Теперь все придется делать самим. На заводе указали, что полной остановки выпуска новых КАМАЗов не будет. Предприятие сможет производить модели с дизельными силовыми агрегатами, подобными советским грузовикам. Об экологических требованиях в таких условиях говорить не приходиться. Завод готов пойти на вынужденные меры, чтобы новые грузовики выполняли необходимые функции.
Косвенные последствия кризиса
Из-за дефицита новых автомобилей, поддержанные машины значительно выросли в цене. Недобросовестные продавцы пытаются реализовать за высокую цену буквально то, что еще вчера нужно было гнать на металлолом.
Эксперты прогнозируют увеличение числа угонов автомобилей, для обеспечения рынка запасных частей.
Из-за нехватки деталей заметно подросла цена ремонта машин. СТО изменили расценки, так как вынуждены доставать запасные части через третьи страны.
Примечательно, что шансы на покупку новых автомобилей у россиян имеются. Но за ними в условиях дефицита нужно ехать в ближнее зарубежье. Даже в соседнем Казахстане представлен широкий ряд иностранных авто известных марок. Правда и там автодилеры пытаются нажиться на повышенном спросе.
Перспективы российских автозаводов
Будущее большинства отечественных автомобильных заводов неопределённо.
Заменить попавшие под санкции комплектующие для российских авто в течение короткого промежутка времени невозможно. В то же время часть машин можно выпускать и без них. Но это будут машины из «аля – 80 е». Без кондиционеров, электроники, защитных систем и подушек безопасности.
Но пока у страны других вариантов нет, очевидно, россиянам будут предлагаться либо такие машины, либо недокомплекты: с одной подушкой безопасности, с китайским ненастроенным кондиционером и т.п.
Если государство окажет помощь и будет налажена логистика с другими производителями деталей, автоконцерны заработают в прежних масштабах.
Автор: Василий Ш. независимый автор медиагруппы Хакнем