5,3K подписчиков

Гитару в компьютер!

5,2K прочитали

Каждый кто купил себе первую электрогитару сразу понимает что куда-то ее нужно подключать. Он, конечно слышал что есть какие-то гитарные усилители, но возможно даже не задумывался о том что такой нужно купить вместе с гитарой. Да и посмотрев цены ламповых комбиков и примочек настроение сразу ухудшается. Особенно сегодня…

Если вы хотите узнать что это за усилители и примочки, для чего они нужны и в чем их особенность, то обязательно посмотрите «Энциклопедию гитарного звука».

И после просмотра у многих возникает стойкое ощущение что все это фетиш как какие-нибудь проигрыватели виниловых пластинок. То-есть для задротов и аудио-маньяков с кучей денег. Сегодня, имея в распоряжении компьютер, все эти усилители и примочки легко эмулировать программно. Благо мощности современных компьютеров это позволяют легко сделать. Тем более что современные гитарные процессоры по сути и являются небольшими компьютерами с программной обработкой звука.

Внутрянка Mooer GE150 с Arm cortex m3
Внутрянка Mooer GE150 с Arm cortex m3

Итак, у нас два вопроса: как подключить гитару к компьютеру и как настроить софт.

Для решения первого вопроса нам нужна звуковая карта. В любом современном компьютере есть встроенный аудио интерфейс, предназначенный для вывода звука на колонки/наушники и как минимум для подключения электретного микрофона для общения по скайпу с вашей бабушкой.

 Каждый кто купил себе первую электрогитару сразу понимает что куда-то ее нужно подключать.-2

Но это на ноутбуках и моноблоках. А вот на полноразмерных компьютерах есть как правило еще и линейный вход для подключения линейного сигнала, например, аудиоплеера для оцифровки сигнала.

 Каждый кто купил себе первую электрогитару сразу понимает что куда-то ее нужно подключать.-3

Но сигнал с магнитного звукоснимателя электрогитары не предназначен ни для микрофонного ни для линейного входа звуковой карты. Он будет искажен и испорчен. Так гласит теория и физика. Но в конце концов нам же не стадионы собирать и не платину записывать, так что на первых этапах можно обойтись и тем что есть. Ниже я расскажу, что нужно сделать чтобы сигнал не портился.

Итак, у нас есть микрофонный или линейный вход. Гитарный кабель имеет на обоих концах разъем 6.5мм. Нам нужен копеечный переходник с 6.3мм на 3.5мм.

 Каждый кто купил себе первую электрогитару сразу понимает что куда-то ее нужно подключать.-4

Если есть линейный вход, то подключаем к нему. Если нет, то в микрофонный.

 Каждый кто купил себе первую электрогитару сразу понимает что куда-то ее нужно подключать.-5

Для начала нам нужно убедиться, что сигнал присутствует. Во всех звуковых картах есть функция мониторинга входящего сигнала.

 Каждый кто купил себе первую электрогитару сразу понимает что куда-то ее нужно подключать.-6

Активировав эту функцию, вы будете слышать то что приходит на вход звуковой карты. На этом этапе нужно отрегулировать входной сигнал так чтобы он был максимально громкий, но без искажений ну или с минимальными искажениями.

 Каждый кто купил себе первую электрогитару сразу понимает что куда-то ее нужно подключать.-7

Это стандартный интерфейс в Windows. Возможно у вас стоит еще и фирменное приложение вашей звуковой карты, там это может выглядеть несколько иначе, но суть такая же.

 Каждый кто купил себе первую электрогитару сразу понимает что куда-то ее нужно подключать.-8

После того как настроили более-менее чистый звук, просто выключаем мониторинг, чтобы не слышать прямой сигнал.

Исторически так сложилось, что Windows не предназначена для быстрой обработки звука без задержек. Для этого существует такой костыль как ASIO(Audio Stream Input/Output), который разработала небезызвестная компания Steinberg. Грубо говоря это прослойка между вашей программой и аудио интерфейсом, которая позволяет обрабатывать звук с минимальной задержкой. Практически все аудио интерфейсы имеют свой ASIO драйвер, который идет в комплекте поставки. Но интегрированные звуковые карты не имеют своих ASIO драйверов. Это приводит к большим задержкам в 50-100мс с которыми, конечно, играть в реальном времени невозможно.

В таком случае нужно использовать ASIO4ALL, которая умеет работать со всеми звуковыми картами, даже встроенными.

 Каждый кто купил себе первую электрогитару сразу понимает что куда-то ее нужно подключать.-9

Она обеспечивает минимальную задержку и позволяет играть без ощутимых тормозов. С этой программой есть определенные ограничения, но про них позже.

Качаете программу по этой ссылке и устанавливаете.

https://www.asio4all.org/downloads_11/ASIO4ALL_2_15_Russian.exe

Итак, теперь мы готовы к выбору программы, через которую будем играть.

Программы, предназначенные для игры в реальном времени, называются стендалон. То есть вы их открываете и сразу играете без танцев с бубном.

Таких программ довольно много.

Guitar Rig, ToneLib GFX, Bias AMP, Bias FX, Ampitube, Amped Roots FREE, Overloud TH-U и многие другие.

Ниже вы найдете обзоры на эти программы.

Лично я рекомендую начать с программы ToneLib GFX. Она платная, но ее можно использовать как бесплатную. Просто при запуске нужно подождать несколько секунд и можно играть без каких-либо ограничений функционала.

 Каждый кто купил себе первую электрогитару сразу понимает что куда-то ее нужно подключать.-10

Программа интуитивно понятная, шустрая, в ней есть все необходимое и главное она отлично звучит. Обязательно посмотрите на нее обзор. И второй обзор.

Ссылка на ToneLib GFX: https://www.tonelib.net/download/ToneLib-GFX-Win64.exe

Запускаем и лезем в настройки:

 Каждый кто купил себе первую электрогитару сразу понимает что куда-то ее нужно подключать.-11

Тут нам надо выбрать технологию ASIO, аудиоустройство asio4all. Нажимаем Control Panel и видим все найденные аудио-интерфейсы со всеми входами и выходами. Тут нужно отметить нужный вход, куда мы подключили гитару. И один выход, куда мы воткнули наушники или колонки.

 Каждый кто купил себе первую электрогитару сразу понимает что куда-то ее нужно подключать.-12

Размер буфера ASIO это и есть наша задержка сигнала. Она измеряется в семплах. Я рекомендую начать со значения 128. Остальные настройки в ASIO4All оставляем как есть. В ToneLib тоже ставим 128(если не установится автоматически). Задержку в мс видно в самой программе. Для комфортной игры она должна быть не больше 15-20мс. Но при уменьшении буфера вместе с уменьшением времени задержки, увеличивается нагрузка на железо и может появиться треск и подергивания звука. Само собой, Active Audio input и output должны быть выставлены на необходимую карту если у вас их несколько.

Теперь нужно отрегулировать уровень входного сигнала. При сильном ударе по струне он должен быть довольно громким, но не упираться в верхнюю точку.

 Каждый кто купил себе первую электрогитару сразу понимает что куда-то ее нужно подключать.-13

Этим ползунком регулируем громкость в пресете, а этим общую громкость программы.

 Каждый кто купил себе первую электрогитару сразу понимает что куда-то ее нужно подключать.-14

Слева расположены пресеты. Это предустановленные готовые настройки, которые можно отредактировать. Для начала просто пощелкайте разные пресеты. А когда надоест, то можно и разобраться как все это дело настраивается.

 Каждый кто купил себе первую электрогитару сразу понимает что куда-то ее нужно подключать.-15

Чтобы иметь представление как строится гитарный звук, я рекомендую посмотреть «Энциклопедию гитарного звука».

Но если совсем коротко, то классический вариант это когда гитара подключена в гитарный усилитель и колонку с гитарными динамиками(которые отличаются особой АЧХ). А так же опционально используются различные эффекты(примочки, процессоры эффектов). Это и педали перегруза и различные эффекты реверберации, эхо и тп.

 Каждый кто купил себе первую электрогитару сразу понимает что куда-то ее нужно подключать.-16

ToneLib умеет эмулировать всю гитарную цепочку. 2 подробных ролика с настройкой этой программы вы так же найдете ниже.

Подключение гитары в линейный или микрофонный вход интегрированной звуковой карты неизбежно приведет к появления лишнего шума и некой деградации звука. Шум можно уменьшить путем уменьшения уровне перегруза в виртуальных примочках и усилителя(уровень Drive, Gain), а так же с помощью шумодава, который так же встроен в ToneLib.

Улучшить звук можно с помощью согласования сигнала электрогитары и линейного/микрофонного входа. Для этого можно использовать любую примочку с активным, электронным байпасом. Это примочки которые без подключения питания не пропускают звук даже в выключенном состоянии. Подробней тут.

Так же можно сделать простейший буфер на одной микросхеме или одном транзисторе:

Ну или можно купить такой буфер на Али:

 Каждый кто купил себе первую электрогитару сразу понимает что куда-то ее нужно подключать.-17

Еще стоит упомянуть про ограничения Asio4all. Дело в том что чаще всего при использовании этого костыля, мы лишаемся возможности играть через тот же ТонЛиб и при этом одновременно слушать музыку в плеере или смотреть видео на ютюбе. Asio4all монополизирует ресурсы звуковой карты. Но можно попробовать это обойти, выставив вручную одинаковую частоту дискретизации в программе и в системных настройках.

 Каждый кто купил себе первую электрогитару сразу понимает что куда-то ее нужно подключать.-18

А вот и обещанные обзоры программных процессоров:

Всем удачи в настройке и музицировании:)

Жду вас в комментариях!