В Сербии состоялся запуск движения скоростных поездов на участке «Белград – Нови Сад» протяженностью 75 км. Теперь добраться из столицы Республики до города на берегах Дуная можно буквально за полчаса. Ранее составы двигались на этом направлении со скоростью 45 км/ч.
Железную дорогу построили в конце 19 столетия, и она давно нуждалась в серьезной реконструкции. Усилиями китайских и российских специалистов магистраль не просто обновили, но и построили с нуля второй путь. Теперь, с 19 марта 2022 года, поезда разгоняются на маршруте до 200 км/ч.
Первыми пассажирами двухэтажных вагонов стали президент Сербии Александр Вучич, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и другие должностные лица, а также представители компаний, участвовавших в этом крупном проекте. Россия усилиями «РЖД Интернешнл» строила дорогу и сопутствующую инфраструктуру от Нови-Сада до Стара Пазовы (40,4 км). От последнего до Белграда — компании Китая.
Российский участок считается наиболее сложным — на относительно небольшом по протяженности отрезке необходимо было возвести целый ряд искусственных сооружений, включая самый длинный на Балканах виадук — 3 км (103 опоры высотой до 26 м, 118 пролетных строений).
Его строили с ноября 2017-го по апрель 2021-го — закончили на несколько месяцев раньше указанных в договоре сроков. При реализации проекта применялись передовые технологии (в том числе разработанные в России), позволяющие снизить шум и вибрацию от проходящих составов.
Еще одним знаковым объектом стал тоннель Чортановци, который также сдали раньше времени — весной 2021-го. В течение трех лет работы велись одновременно с четырех точек, практически круглосуточно — трудились в несколько смен. Было вынуто около 300 тыс. кубометров грунта и уложено 170 тыс. куб. м бетона. Сооружение представляет собой два параллельных тоннеля шириной по 8 м. Их длина составляет 1090 м и 1150 м соответственно.
Помимо вышеупомянутых объектов, были построены еще два виадука, девять мостов, семь путепроводов, три галереи, семь подземных пешеходных переходов; установлены шумозащитные экраны, реконструированы четыре железнодорожные станции и одна возведена с нуля.
«Дочка» ОАО «РЖД» присутствует в Сербии с 2014-го; соответствующие соглашения были подписаны годом ранее. Непосредственно к работам на участке «Нови-Сад – Стара Пазова» российские специалисты приступили весной 2017-го. Стыковка железнодорожного пути произошла в августе 2021 года. В целом, несмотря на трудности, связанные со сложным рельефом местности и внешними обстоятельствами, включая пандемию, строители не отставали от графика и даже шли с его опережением.
Введенная в эксплуатацию дорога в дальнейшем станет частью скоростной магистрали от Белграда до Будапешта, которую планируется открыть в 2025 году — преодолеть расстояние между столицами Сербии и Венгрии можно будет за 2-2,5 часа. Сегодня по маршруту «Белград – Нови Сад» в обоих направлениях поезда ходят 32 раза в день; в 14 случаях — без остановок на промежуточных станциях. Первое время билеты продают за 300 динаров (около 230 руб.).