Всем Доброго Аудиофильского!
Тут у меня история вполне безобидная. Задумал я сделать некоторую Деловую Колбасу.
По факту колонка для смартфона. Такая, чтобы стерева, и с намеками на бас. И при этом в тыщу рублей, чтобы уложиться. Ну максимум в 2.
Главный упор на стерео. Я что-то стал засыпать под просмотр киношек на смартфоне. Вот стерео и захотелось. А то этот моно-динамик.
Т.е. задачи качества как таковой не стоит. Но стоит задача получить максимум удовольствия за минимум габаритов и ценника.
Я подумал, что мне для такой задачи понадобится тембр-блок. Причем такой, чтобы находился под рукой.
Причина простая. Басовик будет слабенький. А потому, чтобы от него баса получить хоть какого, нужно будет его прибавлять до предела возможностей динамика. Но в такой ситуации, да и вообще в ситуациях, когда излучатель дает мало баса, проявляется выраженная трековая чувствительность системы. Т.е. на одном треке баса хватает, а на другом хочется прибавить. Но после прибавки вдруг выясняется, что на следующем треке динамик похрипывает перегрузом. А потому надо бас убавлять.
Т.е. очевидно, что для таких условий ручки тембров, особенно по басу, это не просто необходимость, а необходимость вынужденная и неизбежная. Без нее должного уровня басовитости не получится.
В данный момент у меня задача в стиле начинающего. У меня есть идея на тему Деловая Колбаса. И моя задача именно это название в дизайне системы обыграть. Т.е. доминирующий интерес, помимо обозначенных задач - это дизайн осилить. А потому я сейчас в технической части работаю на скорость. Минимум энерго-затрат на разработку. Собрать по быстрому. А вот корпус сделать как надо.
Позже, когда уверенность в корпусах будет подкреплена результатом, я систему доведу до ума. И фазик расчитаю, и компрессор поставлю, и Ардуину с цифровым аудио-процессором прибабахаю.
Но сейчас у меня главное - сделать!!! А потому аналоговые регуляторы под рукой отличная весчь. Да и обозначенный ценник возможен только на них. Ардуина с процом вылетают еще на тыщу сверху.
В общем я резисторы-то заказал. Причем отпадные. 6 каналов разом на каждом и на 50 кОм. 10 Штучек заказал. Да вот незадача. Не пришли. Вместо них удалось раздобыть 8 2х-канальных штучек на 20 кОм.
А тембрблоки обычно делают на 50 кОм. А у меня двадцатки. Логично, что это несколько сузит диапазон регулировки. А мне бы наоборот. Чем шире - тем лучше.
Я обратился к подписчикам с просьбой о помощи. А там на меня налетели по полной программе. Правда заодно дали совет смотреть схему в Астра 110-1.
За этот совет отдельное огромное спасибо. Посмотрел. Там вообще на 10 кОм собрано!!! Красота!!!
Так же в комментариях был задан вопрос. Зачем мне вообще тембры, если есть эквалайзер в смартфоне.
Ответа 2.
1. Он не так уж и под рукой. У меня смартфон умеет в 2 приложения работать. Т.е. без прерывания видео заходить в настройки эквалайзера. Но все равно это медленно. Это ограничивает размер изображения на время коррекций. В общем просто пальчиком вдоль корпуса шелудить - оно несколько приятнее.
2. Помните проект Зиленый? Он временно подзавис, но не заброшен. В общем я там пробовал такую эквализацию. Она не плоха. Но на басах вызывает перегруз ЦАПа со всеми последующими невозможностями получить приличную суммарную громкость. Особенно если работать с Блютус. А эта идея тоже в проекте значится.
Да и некоторый момент универсализации, на предмет подключить колонку к ноуту, без каких бы то ни было настроек, тоже имеет значение.
Поэтому выбор был в пользу возможностей коррекции именно на корпусе самой колонки. Это и быстрее, что в обозначенных условиях тонкого баланса между отдачей и перегрузом на разных треках, является основной пригодности изделия к эксплуатации, с должным уровнем комфорта и удовольствия.
***
Но пока я смотрел на схему Астры 110-1. Тем боле, что в одном из постов я перепутал модель и написал про 111ю. И пообещал обзор на нее читателям. В общем в я решил сделать обзор на всю технику марки Астра, выпускавшуюся в СССР.
Отдельно каждый аппарат с анализом схемотехники тоже будет разобран. А сегодня просто каталог ассортимента.
***
1. Астра
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/twcb/astra_tw.html
История бренда Астра начинается с 1958го года.
В этом году сделали ни много ни мало, а телевизор.
У него был экран 43 сантиметра. Что несколько крупнее современных смартфонов.
У него была продвинутая аудио-система. Один динамик стоял сбоку. А другой внизу. Между столом и корпусом аппарата образовывался псевдо-рупор, что должно было придавать звуку особых приятных моментов.
По середине у телека(видно на фото внизу) был зеленый глаз. А именно индикаторная-лампа настройки на станцию, для лучшего качества изображения и звука.
Правда аппарат в серию не пошел. Но зато побывал на ВНДХ. А значит что-то в нем было передовое.
2. Астра
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_l/astra_mg.html
Аппарат 1960го года.
Это ламповый катушечный магнитофон.
У него 2 скорости движения ленты. На 4 см в сек и на 9.
На девятой выдавал 100 - 6000 Гц.
При этом у него гибридный механизм управления. Перемотки включаются кнопками, стоп поворотом ручки, а воспроизведение снова ручку повернуть, да еще и рычажок как на Виниле потянуть.
3. Астра 2
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_l/astra2.html
Здесь у нас несколько возросла мобильность. Хотя он все равно розетко зависимый. И работает только от сети.
Год 1962й.
Скоростей так же 2. Но уже 50 - 10 кГц на 9й.
Управление режимами стало типичное Астровсвкое. Одна крутилка и при воспроизведении нужно рычажок потянуть.
4. Астра 4
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_l/astra4.html
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_l/astra4.html
Год 1966й.
Нумерация вдруг шагнула через один. Третьей Астры не было. Видимо исправили нумерацию с учетом телека.
Здесь у нас шикарный модный дизайн, который и сейчас цепялет.
А еще тут защита от детей. Управление записью скрыто за дополнительной крышечкой по середине.
Считай как в машине. Бардачок!!!
АЧХ на 9й скорости уже 63 - 12500 Гц.
Скоростей еще так же 2 на 4 и 9.
5. Астра 5, 205 и 206
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/astra5_205_206.html
Годы 1972, 1973 и 1975.
Если прошлые Астры были ламповые целиком, то здесь уже лампы только в усилителе записи-воспроизведения. А вот мощник уже на транзисторах.
АЧХ на 9й скорости 40 - 12500 Гц.
Скоростей 2. Все те же 4 и 9.
6. Астра 207
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/astra207.html
На дворе вообще-то уже 1977й.
Уже во всю Нота 203 на конвеере. Да и Олимп 003. А тут вдруг моно аппарат.
В этот раз он стал полностью транзисторный. И обзавелся ни много ни мало а стереофоническими головками и на сигнал и на стирание.
Правда остался моно. Но с переключателем для экономии ленты. Теперь сюда можно всю дискографию Битлов на одну катушку записать.
7. Астра 208
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/astra208.html
На дворе 1980й год.
У Астры впервые появилась 19я скорость. АЧХ на ней 30 - 18 кГц.
На 9й 63 - 14 кГц.
Она даже стерео. Но только до линейного выхода. И как-то не дело было так делать. Так уже Маяк делал.
В общем выпустили 300 аппаратов и модель сменили.
8. Астра 209
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/astra209.html
Год 1980й.
В силу некоторых доводок прошлой модели эта на 19й скорости выдает шедевральные для второго класса(да и для Высшего тоже) 30 - 21 кГц.
На 9й 40 - 14 кГц.
Детонация на 19й - 0.15%.
Все серьезно уже. Астра вдруг выходит в лидеры по некоторым параметрам. Из отстающих в лидеры.
9. Астра 110
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/astra110.html
Год 1984й.
И здесь пикантные изменения. Для них было заложено место еще в 209й модели.
Итак по порядку.
1. Добавлен демпфер подающей катушки.
Детонация снижена до 0.1%.
2. Универсальная головка заменена на головку записи и головку воспроизведения
АЧХ на 19й 31 - 22 кГц.
Есть псевдо-сквозной канал. Т.е. направить на выход сигнал с источника можно. Но это будет сигнал с источника, а не с ленты. Сквозного канала тут нет. А усилитель записи-воспроизведения универсальный.
Просто на запись его выход подключается к одной головке, а на воспроизведение его вход к другой.
10. Астра 110-1
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/astra110s1.html
Год 1987й.
Вроде бы все так же.
Но АЧХ стал 20 - 24 кГц. Она даже Олимп 005й топчет по этим цифрам.
Детонация 0.1%.
Здесь стал полноценный сквозной канал. Они поставили раздельные схемы УВ и УЗ.
11. Астра 111
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/astra_mk111s.html
А этот магнитофон я лично считаю Шедевром Прецизионной механики.
Дело в том, что во всех Астрах мотор крутит тонвал через ролик.
И в этой Астре так же. Да и вообще здесь на все работы один мотор.
Никаких в 3 мотора.
А в таких условиях способ понижения детонации - только один - делать круглые детали круглыми. А не округлыми.
И в той Астре так и сделали.
Здесь детонация 0.08%.
При этом, невзирая на доисторическую кинематику эпохи динозавров, тут управление по типу Сотф-Тач, так еще и с микропроцессором на борту. Одним из трех, что стоят в Олимп 005.
Так же здесь цифровой счетчик ленты. И индикатор уровня.
А еще тут УНЧ на борту на 25 Ватт на канал.
А еще АЧХ на 19й скорости 25 - 28 кГц!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Рекорд! Так даже Акай не может.
А на 9й 31 - 18 кГц. Тоже не всяк катушечник может.
12. Астра 113 С
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_ks/astra_m113.html
Год 1993й.
Детонация 0.12%, что не слабо. Вега 122я вздрогнула.
АЧХ на Хроме 31 - 18 кГц.
А тут еще и УНЧ на борту. Правда всего 5 ватт на канал.
***
Вот такой он набор Астравитянок из СССР.
Сначала они на выставку попали, как шедевр. Потом лет 10 отставали от ноги прогресса. А потом собрались и как всех догнали, обогнали, да еще и рекордов понаставили.
Вот такие дела. Более подробные обзоры этих моделей будут в ближайшее время. Правда есть вероятность, что выйдут они на другом канале. Том, что про Английский язык. Там я буду часть слов заменять на Английские. Чтобы они легче запоминались.
Этот проект столкнулся с трудностями, но вчера я их решил. А потому скоро запуск курса. Я буду каждую неделю расширять словарный запас на 10 слов. А вам нужно будет просто читать. А они сами запомнятся.
Более подробно про курс будет в следующей статье.
Спасибо, что дочитали!!!
фото коллаж на обложку выполнен мной из фото в статье