Требование Второзакония разрушить город, жители которого поклоняются другому богу, и оставить его вечно пустынным курганом, можно понять в контексте древних ближневосточных вассальных договоров. В частности, хеттские тексты описывают, как цари поступали с мятежными вассальными городами, полностью разрушая их и посвящая их земли богам.
Второзаконие 13: Казнь ниспровергателей
Второзаконие 13 требует, чтобы израильтяне казнили любого, кто попытается склонить израильтянина к поклонению другим богам, кроме ЯХВЕ. Каждая из трех его основных частей содержит корень נ.ד.ח, который в каузативной (hiphʿil) форме относится к тому, кто ниспровергает других, «отталкивая их» от Бога.
Первый случай касается пророка, который творит чудеса, а затем предлагает поклоняться другим богам; этот человек должен быть казнен, несмотря на совершенные чудеса (ст. 2–6). В следующем случае речь идет о человеке, тайно предлагающем поклоняться другим богам. Даже если это ваш брат, жена или близкий друг, вы должны донести на него и казнить (ст. 7–12).
Третий случай связан с подрывной деятельностью целого города:
דברים יג: יג כִּי תִשְׁמַע בְּאַַַת עָרֶיךָ אֲשֶׁר יְ-הוָה אֱלֹהֶיךָ נֹתֵן לְךָ לָשֶׁבֶת שָׁ לֵאמֹר.
יג: יד יָצְאוּ אֲנָשִׁים בְּנֵי בְלִיַּעַל מִִִּרְבֶּךָ וַיַּדִּיחוּ אֶת יֹשְׁבֵי עִירָָ לֵאמֹר נֵלְכָה וְנַעַבְדָה אֱלֹהִים אֲֲֵה אֱלֹהִים אֲֲֵרִים אֲשֶׁר לֹא יְדַעְתֶֶּּ.
Втор 13:13 Если слышишь, что об одном из городов, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства, говорят, 13:14 что некоторые негодяи из среды твоей пошли и развратили жителей города их, говоря: придите, мы поклоняемся другим богам», которых вы не испытали.
В то время как в предыдущих двух случаях ниспровергатель потерпел неудачу, и люди казнили его прежде, чем он смог причинить еще больший вред, здесь жители города были уже ниспровергнуты и обратились к этим другим богам. Первое, к чему приказывает текст, — не быть поспешным в суждениях:
יג: טו וְדָרַשְׁתָָּּ וְְַָָתתָּ וְְַָָרְתָָּּ וְשָׁאַלְתָּ הֵיֵֵב וְהִנֵּה אֱמֶת נָכוֹן הַדָּבָת נֶעֶשְׂתָה הַתּוֹעֵבָה הַזֹּאת בְְִּּרְבֶּךָ.
13:15 Тщательно исследуйте, выясняйте и допрашивайте. Если это правда, то факт установлен — это отвратительное дело было совершено среди вас.
Установив истинность слухов, Второзаконие не приказывает израильтянам собираться вместе и казнить только непосредственно вовлеченных сторон, а вместо этого предусматривает более суровое наказание:
יג: זז הַכֵּה תַכֶּה אֶת יֹשְׁבֵי הָעִיר (ההוא] הָעִי יא] לְפִיָרֶב הֲַַרֵֵ אֹתָהּ בָּאֶת כָּל אֲשֶׁר בָּהּ וְאֶת בְּהֶמְתָּהּ לְפִיָָרֶב.
13:16 Предай мечу жителей того города и предай мечу скот его. Предложи (херем) его и все, что в нем, мечу.
Библейский прецедент применения херема к тому, кто виновен в поклонении другим богам, появляется уже в Сборнике Заветов, самом раннем сборнике законов Библии, который использовал автор сборника Второзаконий:
שמות כב:יט זֹבֵחַ לָאֱלֹהִים יָחֳרָם בִּלְתִּי לַי־הוָה לְבַדּוֹ.
Исх 22:19 Всякий, кто приносит жертву какому-либо богу , подлежит осуждению , кроме одного ЯХВЕ.
Термин херем (ח.ר.מ), переведенный здесь как «запрещать», подразумевает больше, чем просто казнь, и наиболее известен как действие, совершаемое с врагами во время войны. Например, после нападения царя Арада на израильтян, желающих отомстить:
במדבר כא: ב וַיִּדַּר יִשְׂרָאֵל נֶדֶר לַי-הוָה וַיֹּאמַר אִִ נָתֹן תִּתֵּן אִת הָעָָ הַזֶּה בְּיָדִי הַזֶּהֲַַרַמְתִּי אֶת עָרֵיהֶֶ .
כא: ג וַיִּשְׁמַע יְ-הוָה בְְּּוֹל יִשְׂרָאֵל וַיִּתֵּן אֶת הַכְּנַעֲתֵּן אֶת הַכְּנַעֲנִי וַיֲַַּּרֵֵ אֶתְהֶֶ וְאֶת עָתְיהֶֶ וַיְִִּּרָא שֵ הַמָָּּוָֹֹרְמָה.
Чис 21:2 Тогда Израиль дал обет ЯХВЕ и сказал: если Ты предашь народ сей в руки наши, то города их мы отвергнем . 21:3 ЯХВЕ внял мольбе Израиля и предал хананеев; и [Израиль] запретил их и их города. Так что место это было названо Хорма (от того же корня, что и херем ).
Разрушение всего города Арада служит своего рода подношением ЯХВЕ, побуждая его даровать Израилю победу. Использование термина херем для ниспровергнутого города связано с теми же образами. Но разрушение города, объявленного херем, происходит не потому, что его жители, как и жители Арада, являются естественными врагами ЯХВЕ. Скорее, жители — поклонники ЯХВЕ, которые вели себя нелояльно.
ЯХВЕ как Суверен
Второзаконие часто использует язык вассальных договоров для характеристики отношений между Израилем и ЯХВЕ, а благословения и проклятия во Второзаконии 28 отражают обычные обещания и угрозы, содержащиеся в таких договорах. Книга Иеремии использует язык, аналогичный Второзаконию, включая термин херем, для описания того, что Вавилония сделает с Иудой в результате гнева ЯХВЕ:
ירמיה כה: ט הִנְנִי שֹׁלֵחַ וְלָקַחְתִּי אֶת כָּל מִשְׁפְּחוֹת צָפוֹן נְאֻם יְ-הוָה וְאֶל נְבוּכַדְרֶאצַּר מֶלֶךְ בָּבֶל עַבְדִּי וַהֲבִאֹתִים עַל הָאָרֶץ הַזֹּאת וְעַל יֹשְׁבֶיהָ וְעַל כָּל הַגּוֹיִם הָאֵלֶּה סָבִיב וְהַחֲרַמְתִּים וְשַׂמְתִּים לְשַׁמָּה וְלִשְׁרֵקָה וּלְחָרְבוֹת עוֹלָם.
Иер 25:9 Я пошлю за всеми народами севера, – возвещает ЯХВЕ, – и за Моим слугой, Навуходоносором, царем Вавилонским, и приведу их на землю сию и на жителей ее и на все окрестные народы. Я запрещу их и сделаю их опустошением, объектом освистывания — руинами на все времена.
В этом контексте закон разрушенного города является примером окончательного наказания израильтян, поступивших нелояльно по отношению к своему повелителю ЯХВЕ. Таким образом, риторика и наказание, используемые в перикопе ниспровергнутого города, имеют общие черты с тем, что мы находим в древних ближневосточных текстах о наказании городов, нарушивших вассальные договоры, то есть договоры между королями-сюзеренами и городами или странами, присягнувшими им на верность.
Нарушение клятвы вассалитета
На древнем Ближнем Востоке аннулирование присяги по договору считалась как актом неверности королю, которому была дана присяга, так и преступлением против богов, от имени которых была дана присяга. В эпосе Тукульти-Нинурта написано, как этот ассирийский царь отвоевывает Вавилонию и ее царя Каштилиаша, нарушившего свою клятву верности и восставшего против Ассирии. Война изображается как испытание оружием перед Шамашем, богом справедливости, который в конечном итоге присуждает победу ассирийскому «могущественному царю» Тукульти-Нинурту, который изображается как «праведный, обиженный монарх», в то время как кассит, правитель Вавилонии Каштилиаш, описывается как «негодяй и трус» наказанный за нарушение присяги на верность.
Текст гласит: Тукульти-Нинурта, уверовавший в соблюдение им клятвы, задумал битву, а Каштилиаш, поскольку он нарушил повеление богов, изменился в себе самом. Он был потрясен из-за обращения к Шамашу и стал бояться и беспокоиться о том, что было поставлено перед богами, речение могучего царя рассматривало его тело как демоническое присутствие.
Поскольку считается, что Каштилиаш согрешил, местные боги покидают его землю, что позволяет ассирийскому царю завоевать Вавилон. Другие тексты древнего Ближнего Востока показывают, что необходимость доказать богам право на кару мятежного города вышла за рамки риторики и вошла в мир ритуалов.
Убеждение богов уйти: хеттский ритуал
В одном хеттском тексте (CTH 423) описывается ритуал, проводившийся на поле боя перед завоеванием мятежного города.
Старуха
Первая часть обряда проводится Старухой, (культовая фигура в хеттской религии, проводившая большое количество ритуалов вместе с прорицателями, авгурами, жрецами-колдунами и другими практиками) которая выполняет ритуальные действия, привлекая богов врагов, чтобы заставить их покинуть свой город, который осадил хеттский царь. Используя ткань разных цветов, чтобы создать семь дорожек, на которых были размещены еда и различные символические артефакты, она вызывает богов-мужчин и женщин таким образом:
"Смотрите! Боги вражеского города […] Пусть эти ткани будут для вас тропами. Уходите по этим (тропам)! Обратитесь к (хеттскому) царю и отойдите от своей земли!»
После этого она приносит жертвы богам вражеского города, предлагает им еду и пиво и несколько раз призывает их есть, тем самым заручившись их поддержкой хеттского царя.
Ритуал короля и жреца санги
Во второй фазе ритуала участвуют царь и священник САНГА (строки 133–142). Король сначала говорит, что если местные боги покинут город, он будет знать, что его собственная земля в безопасности от возмездия:
Если вы, боги, одобрите это дело, сделанное таким образом, царь не будет бояться кары его лично, его дома и его страны;
Далее царь заявляет, что город приносится в жертву, и что если люди попытаются отменить это решение и заселить город, они столкнутся с гневом Бога Бури:
Что касается вражеского города, который я принесу в жертву (х. sippantaḫḫi ), если когда-либо кто-то будет населять его, он вызовет гнев бога бури, моего господина, вы пойдете на войну с ним, и вы уничтожите его - вы не сможете после построить его святилише! (эшувар-ши УЛ ара ияси).
Наконец, царь уточняет посредством гепатоскопии (чтение печени), что его бог - бог бури Хатти - и местные боги действительно благосклонно настроены к хеттскому завоеванию вследствие нарушения местным городом клятвы верности:
(Если) вы, боги, одобрите это, сделанное таким образом, пусть оракул печени будет благосклонен.
Ответ на запрос оракула положительный: (строки 145-156):
Его Величество должен поступить так: так как город неприятельский прогневал его, он [разрушит] его...
Таким образом, в тексте разъясняется, что между вражеским городом и хеттским царем ранее существовали отношения, и что город разгневал его (на-ан-кан картиммианузи) и восстал против него (каппилаллиш эшта).
Умиротворение богов
Королю требуется божественное одобрение для задуманного им акта опустошения и уничтожения, поскольку эти действия могут быть совершены только по приказу божественного мира. Так как это делается с просьбой к местным богам, им нужно разъяснить, что их собственный народ неправ, чтобы они не отомстили хеттскому царю.
Библейское повеление «расследовать и исследовать и допрашивать тщательно» может быть израильской параллелью хеттскому царю, стоящему на поле битвы и просящему разрешения на совершение этого ужасного акта опустошения и надеющемуся на положительный ответ печени. В библейском случае расследование — это то, что позволяет наложить херем с согласия и позволения божественного. В хеттском случае это ритуал.
Король Мурсили II разрушает город Тиму Ала
Другой хеттский текст о разрушении вассального города, нарушившего свою клятву, появляется в Анналах хеттского царя Мурсили II (ок. 1320 г. до н.э.). В его «Десятилетних летописях» записан рассказ о городе Тиму Ала, также расположенном в районе Каски (КУБ 19.37). Событие начинается, когда Тиму Ала перестал доставлять регулярные войска Мурсили, а это означает, что город восстал против Мурсили, пренебрегая своими обязанностями.
Мурсили выдвинулся с войском в горный город, после чего его правитель бежал. Мурсили разрушил Тиму Ала и два других близлежащих города, изложив объяснения свои действиям следующим образом:
Город Тиму Ала, который был непокорным (каппилаллиш эшта) по отношению ко мне, и к тому же он находился в трудном месте.
Наказание города было:
Я предложил (шиппандаḫḫun) город Тиму Ала богу бури, моему господину, и сделал его священным (шуппияḫḫun); Я ставлю ему границы, (чтобы) ни один человек не мог его заселить.
Затем Мурсили определяет точные границы священной области и объявляет землю принадлежащей Богу Бури, чьи слуги, две божественные лошади Шерри и Хурри, будут жить на ней, поскольку она станет их пастбищем.