Найти тему

Дайте ребёнку возможность играть

Только малыш сел поиграть – пора собираться! На английский, французский, футбол, карате. И здесь – в своём желании рано «развить» ребёнка – родителям нужно вовремя остановиться. Ведь ведущая деятельность у дошколят – это игра. А взрослые об этом часто забывают.

Фото автора
Фото автора

Как-то я уже затрагивала тему раннего развития в одной публикации. А что будет, если ребёнок не наиграется вволю, сколько природой заложено? Учёные отмечают, что сегодня подростки в 5-8 раз чаще страдают тревожными расстройствами и глубокой депрессией, чем 50 лет назад. Психолог Питер Грей, профессор Бостонского колледжа, утверждает, что одна из главных причин в том, что дети не играют в дворовые игры: те самые прятки, вышибалы, казаки-разбойники и прочие, известные всем с детства. И лишают их этого родители, заставляющие всё свободное время проводить за учёбой, дополнительными занятиями в кружках и секциях, также большая проблема - гаджеты, которые заменили детям игры. А играть самим по себе, по мнению профессора, детям даже важнее, чем ходить в школу. Но самый поразительный вывод: оказывается, лишая детей игр, мы формируем зависимых людей, жертв, живущих ощущением, что кто-то облечённый властью должен говорить им, что делать.

Вернёмся в раннее детство - к игре. Она для малыша не просто свободное время, а прежде всего развитие: в процессе игры формируются речь, мышление, воображение, память, внимание. Если родитель сам сидит за гаджетами, отнекиваясь от назойливых вопросов, включает «развивающие» мультики, даёт телефон, когда малыш хочет поиграть (тот явно замолчит, отвлечётся), - он пропускает этот наиважнейший для ребёнка период.

Важна и совместная игра (взрослого с ребёнком) - она позволяет увидеть, насколько гармонично развивается маленький человек, есть ли зоны развития, где необходима помощь, имеются ли у него какие-либо эмоциональные или психологические трудности. Даже просто наблюдая за игрой малыша, можно понять, что интересует ребёнка больше всего, а где есть напряжение, повышенная тревожность или, возможно, скрытая агрессия.

Давайте признаемся, что далеко не всегда игра с ребёнком взрослым в удовольствие. Хочется, чтобы он поиграл сам: "вон сколько интересных игрушек! почему не играет один?" Да, дети любознательны и изобретательны, но у большинства из них нет всех ключей, необходимых для открытия своего потенциала. Поэтому нужна помощь родителей. К тому же большинство современных детей и играть-то не умеют. Их надо научить. (Не замечали, как порой непросто некоторых детей втянуть даже в обыкновенную подвижную игру?)

А рекомендации простые:

1. Играя с ребёнком, нужно сесть рядом, чтобы быть с ним на одном уровне. Тем самым мы показываем, что в игре вы на равных.

2. Подбираем для игры яркие красивые игрушки. Но их не должно быть слишком много, иначе детское внимание будет рассеиваться.

3. Купили новую игрушку - нужно обязательно показать, как в неё играть. Иначе малыш быстро утратит к игрушке интерес.

4. Своё участие в игре сокращаем постепенно. Обязательно даём ребёнку возможность проявить свою активность.

5. Озвучиваем все действия. Игра не должна проходить в тишине, по возможности всё комментируем. Новые звуки, слова, жесты стимулируют малыша к активной речи.

6. Важно подобрать «правильное» время для игры. Ребёнок не должен хотеть спать или есть, быть чем-то расстроенным. Лучше всего выделить специальное время в режиме дня именно для игр.

7. Игры нужно повторять. Малыш может не сразу полюбить игру или запомнить правила. А когда игра уже хорошо усвоена, можно начинать фантазировать: поменять героев игры или предметы, изменить последовательность. Тогда поднадоевшая игра вновь станет интересной.

Так что не стоит жалеть время на игру с малышом. Из этого взаимодействия формируется новая двигательная активность…

…а мозг любит физкультуру!

Когда ребёнок куда-то карабкается, залезает, спотыкается, падает, задевает или ударяется о предметы мебели и т. д. – всё это богатейший кинестетический и тактильный опыт, который создаёт в мозге ощущение пространства, объёма.

Фото автора
Фото автора

Сейчас очень много известно о соотношении между физической активностью и остротой ума. Физические упражнения имеют фантастический эффект для мозга, повышая показатели исполнительных функций приблизительно на 50–100 %. Если у детей малоподвижный образа жизни, страдает моторная кора и нарушается работа мозжечка, отвечающего, в частности, за координацию движений, чувство баланса. Происходят патологические изменения в положении головы, что приводит к головным болям, дискомфорту, быстрой утомляемости, раннему остеохондрозу и т. д.

У подавляющего большинства современных детей снижена и своего рода естественная чувствительность, восприимчивость. Мозг ребёнка должен получать разнообразную сенсорную информацию – звуки улицы, леса, ощущение мокрых капель дождя или снежинок на лице, солнечный свет…

Бег, повороты, сгибание тела, прикосновения, толкание перевороты, ползанье, прыжки и все остальные движения – всё важно, всё имеет смысл. Чем активнее ребёнок взаимодействует со средой, тем сильнее она стимулирует его органы чувств. И чем разнообразнее игры, тем больше они способствуют развитию.