Найти в Дзене
Ольга Краева

ПРИНЦ СРЕДИ ХУДОЖНИКОВ

В начале июня 2007 года из Художественной галереи Нового Южного Уэльса в Сиднее, Австралия, был украден «Кавалер (Автопортрет)» кисти нидерландского художника Франса ван Мириса Старшего, датированный 1657–1659 годами. Картина была подарена Художественной галерее в 1993 году медийным деятелем и филантропом Джеймсом Фэйрфаксом. На этом элегантном автопортрете в стиле барокко двадцатидвухлетний художник облачён в одежду дворянина со шпагой в руках и каменным картушем с гербом на заднем плане справа. С бравым видом он смотрит прямо на зрителя. Чем не принц? Насколько известно, Франц ван Мирис Старший был весёлым человеком, любил вино и женщин. К тому же, считался одним из самых высокооплачиваемых художников Голландии. Жаль, что его «Автопортрет» до сих пор не найден.

Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Кавалер (Автопортрет), 1657 – 1659 гг.
Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Кавалер (Автопортрет), 1657 – 1659 гг.

В знатной семьи Ван Мирисов достаток водился всегда. В ювелирной лавке своего отца в Лейдене маленький Франц часто видел знатных и богатых людей, и, очарованный их внешним лоском, старался перенимать их манеры. Однажды мальчик разрисовал углём всю стену мастерской изображениями зверей и посетителей, после чего последние стали уговаривать Яна Бастиансона ван Мириса отдать сына в обучение к художнику. Однако ювелир хотел направить наследника по своим стопам и в двенадцать лет Франц отправился изучать ювелирное искусство к своему двоюродному брату Виллему Франсону ван Мирису. Вероятно, корпеть над огранкой бриллиантов пришлось не по вкусу честолюбивому юноше и через три года он переходит в обучение к художнику по стеклу Абрахаму Торенвлиту. У него ван Мирис тоже не засиделся и поступил в ученики к самому модному живописцу Голландии Герарду Доу, представителю лейденской художественной школы. И тут, наконец, всё сошлось! Именно Доу назвал Франца «Принцем моих учеников». Почему бы нет? Ведь в ХVI - ХVII веках даже принцы не считали для себя зазорным обучаться рисованию.

Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Портрет Кунеры ван дер Кок, между 1657 и 1658 гг.
Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Портрет Кунеры ван дер Кок, между 1657 и 1658 гг.

15 марта 1657 года Франс женился (или его женили) на Кунере ван дер Кок. О происхождении этой девушки ничего не известно. По-видимому, художник не питал к невесте особых чувств, иначе не избрал бы для неё на предсвадебном портрете столь невыгодный ракурс, подчеркнувший длинный нос модели. Полотняный чепчик, закрывающий её волосы, свидетельствует о том, что она вряд ли была дворянкой. Вместе с тем по меху на верхней одежде можно судить, что Кунера и не была нищенкой и, наверно, принесла мужу неплохое приданое. Есть что-то притягательное в её серьёзном лице с большими глазами и ещё по-детски припухшими губами. В этом браке родилось пятеро детей. Из них двое - Ян (1660-1690) и Виллем (1662-1747) тоже стали известными художниками.

Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Доктор, щупающий пульс дамы, 1657 г.
Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Доктор, щупающий пульс дамы, 1657 г.

Ван Мирис писал не только портреты, но и картины на исторические сюжеты небольшого размера, которыми любили украшать свои жилища лейденские буржуа. Они отличались яркими цветами предметов на переднем плане, блестящей отделкой и точным вниманием к деталям. А больше всего ему удавались комические жанровые сцены с аллегорическим содержанием, как одна из самых ранних его работ: «Доктор, щупающий пульс дамы». Это полотно отличается тщательным выписыванием мельчайших деталей спальни больной: кровати, камина с картиной, стола, на котором стоит тазик для кровопускания. Считается, что женщина (возможно, вдова), читающая в кресле религиозную книгу, страдает истерией на почве целомудренного образа жизни. Поэтому выглядит смешным как озабоченное лицо врача, так и с надеждой смотрящая на него дама. Если бы я не знала точку зрения искусствоведов, то решила бы, что она просто в положении.

Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Сцена в борделе, 1658 г.
Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Сцена в борделе, 1658 г.

Ещё более тонко исполнена «Сцена в борделе», написанная Францем через год после свадьбы. Не буду описывать всю обстановку, однако, на первый взгляд, тут всё более или менее благопристойно. Одна из женщин наливает сидящему кавалеру вино, другая – встречает клиента в дверях. О том, где происходят события, можно судить лишь по тюфяку с простынёй и одеялом, свисающему с верхнего навеса или балкона, а также по действиям собачек между двумя парами. Металлический блеск наряда куртизанки и роскошный костюм военного под кирасой, как на «Автопортрете» художника, просто зачаровывает. Но верх мастерства - это понимающие улыбки, которыми обмениваются эти двое.

Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Аллегория живописи, 1658 г.
Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Аллегория живописи, 1658 г.

Искусно передан и переливчатый сине-красный шёлк на фигуре женщины в «Аллегории живописи». У неё не классические черты лица, можно сказать, что это обычная голландка. А палитра, кисти и гипсовая статуэтка у неё в руках - атрибуты, необходимые художнику в процессе творчества. Правда, возникает вопрос, зачем нужна маска с массивной золотой цепью, висящая на шее женщины? Оказывается, она указывает на иллюзорность (обман) искусства.

Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Молодая женщина, нанизывающая жемчуг, 1658 г.
Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Молодая женщина, нанизывающая жемчуг, 1658 г.

Одной из самых ярких работ в творчестве Франса ван Мириса считается «Молодая женщина, нанизывающая жемчуг». Тут уж «Принц» отвёл душу, тщательно и красочно расписав одежды модели: серую атласную юбку, голубые ленты и красные рукава, расшитые серебром. Дама (или девушка) достаёт жемчуг из шкатулки, покрытой японским лаком и стоящей на столе с персидским ковром, где ещё находится серебряный кувшин с подносом. Всё это, кроме стула с серо-коричневой обивкой, на котором сидит красавица, красиво выделяется на тёмной фоне. Слева за столом маячит ещё одна женская фигура, по-видимому, служанка. Опять же, если верить искусствоведам, эта картина - не портрет, а снова аллегория, причём порока, родственного пьянству, курению или игре в кости. Поэтому загадочный и несколько отстранённый взгляд девушки может означать, что она занимается неприличным для её положения делом, которое следовало поручить прислуге.

Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Дуэт, 1658 г
Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Дуэт, 1658 г

В 1658 году Франса приняли в лейденскую гильдию художников святого Луки. В 1663 и 1664 годах он был её капитаном, а в 1665 году стал главой. Благодаря своему мастерству, а также знатным покровителям, художник быстро добился известности и богатства. Рискну предположить, что на картине «Дуэт» он изобразил одного из своих главных заказчиков, профессора химии и медицины Лейденской академии Франциска Сильвиуса, играющего на немецкой лютне с длинным грифом (Люто Аттиорбато). Другое название этого произведения – «Семейный концерт», поэтому, вероятно, молодая женщина в красном платье, которая правой рукой переворачивает ноты, а левой – слегка касается клавиш клавесина – жена профессора. Мальчик с книгой подмышкой - их сын. А в стакане красного вина, который он принёс отцу, отражается, по-видимому, художник. Действие происходит в гостиной, с одной стороны от хозяина сидит на жёрдочке попугай, а с другой находится собака (символ супружеской верности). За его же спиной висит большая картина, видная лишь частично. Тут Франс делает один из своих новаторских шагов. Стремясь преодолеть симметрию и однообразие композиции, типичные для голландского жанра, он употребляет приём фрагментарного изображения. Существует ещё третье название этой работы – «Дама за клавесином». Однако супруга Ливиуса, Анна де Линь, умерла за год до написания картины, поэтому получается, что это её посмертный портрет.

Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Учитель музыки (Портрет Франциска Сильвиуса и его жены), 1672 г.
Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Учитель музыки (Портрет Франциска Сильвиуса и его жены), 1672 г.

Известно, что после смерти жены Франциск Сильвиус в 1658 году перебрался из Амстердама в Лейден, чтобы преподавать там медицину, и купил дом неподалёку от Академии. И что его гостиная и столовая всегда были открыты для его друзей. Кроме профессорской деятельности, он прославился ещё как щедрый меценат, заказав Герарду Доу одиннадцать картин, а его ученику Франсу ван Мирису – семь. Всего же после смерти Сильвиуса, как следует из описи, осталось 149 полотен, которыми были украшены все стены в его доме, включая спальню. В 1666 году профессор женился во второй раз на Магдалине Шлетцер, вместе с которой, как считают искусствоведы, Франс увековечил его на полотне «Учитель музыки». Однако Магдалина не увидела этой работы, потому что умерла от чумы ещё до её окончания. Как и на первом полотне, Ливиус изображён в своей обычной чёрной одежде с белым воротником, но с постаревшим лицом. А вот лютня – в руках его жены, наряженной в дорогое платье из белого и золотистого атласа с лёгким шарфом на голове. Пара находится, вероятно, на открытой лоджии или террасе, так как справа открывается панорама вечернего Лейдена. Признаться, несмотря на доброе лицо и роскошное тело Магдалины, мне всё же больше нравится утончённая грация Анны. Недаром «Дуэт» считается одной из самых удачных работ «Принца».

Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). «Мужчина и женщина с двумя собаками», 1660 г. и «Угощение устрицами», 1661 г.
Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). «Мужчина и женщина с двумя собаками», 1660 г. и «Угощение устрицами», 1661 г.

Дружба с профессором Сильвиусом, проповедовавшим воздержание и умеренность во всём, оказывала благотворное воздействие на Франса. Однако не все его приятели были столь благопристойны. Несмотря на всё своё самомнение, «Принц» оказался довольно внушаем и в молодости свернул на кривую дорожку под влиянием своего коллеги по цеху Яна Стена, пьяницы и игрока. К счастью, последний уехал из Лейдена как раз в том году, когда туда приехал Сильвиус. А Франс продолжил отражать в своих картинах пороки, приобретённые в молодости. В «Мужчине и женщине с двумя собаками» мы видим кавалера, треплющего за ухо щенка, лежащего на коленях у дамы, которая пытается помешать ему. За этой сценой наблюдает ещё одна собака. Как известно, эти животные символизируют супружескую верность, поэтому аллегорический смысл сценки, по-видимому, в вечной попытке мужчин «сходить налево», а жён – удержать их возле семейного очага. Ещё интереснее по колориту и содержанию работа «Угощение устрицами». Женщина сидит за столом, держа в правой руке открытую устричную раковину, а в левой – стеклянный бокал с вином. В то же время пожилой кавалер склонился к ней, приложив руку к сердцу. Ещё с древности устрицы считались афродизиаком. В натюрмортах же и жанровых картинах ХVI – ХVII веков они символизировали соблазнение, флирт и любовную игру.

Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Мальчик, пускающий мыльные пузыри, 1663 г.
Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Мальчик, пускающий мыльные пузыри, 1663 г.

Среди произведений Франца ван Мириса, недооцененных широкой публикой, есть полотно, несколько выделяющееся из общего ряда. Это «Мальчик, пускающий мыльные пузыри». Фигурка золотоволосого ребенка, поглощенного своим занятием, буквально купается в солнечном свете. Сзади, из полумрака комнаты с ласковой улыбкой за ним наблюдает мать. Возможно, это трёхлетний Ян, старший сын художника. Рядом с ним на подоконнике открытого окна стоит стеклянный кувшин с васильками, символом святости, и подсолнухом, напоминающим о смерти. Здесь есть и пронзительная нежность, и чувство свежей, полной радостного предвкушения жизни, и сверкающие пузыри, олицетворяющие мимолетность и призрачность всего сущего.

Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Портрет Агаты Паатс, 1666 г.
Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Портрет Агаты Паатс, 1666 г.

Как и положено принцу, Франсу приходилось общаться с сильными мира сего. Один из них, эрцгерцог Леопольд, курфюрст Пфальца, заплатил однажды художнику за картину тысячу гульденов и предложил ему переселиться в Вену, где обещал золотые горы. Тем не менее, Франц отказался под предлогом того, что его жена не одобрит переезда. Он любил Лейден и собирался всю жизнь прожить там. Ещё ему выпала честь принимать в своём доме великого герцога Тосканы Козимо III Медичи, который заказал ему несколько картин. Но потом художник не угодил чем-то одному из придворных герцога и заказы прекратились. Примерно в то же время один из отцов города Корнелис Паатс предложил ему написать портрет своей жены (или невесты). Агата Паатс стоит, по-видимому, возле своего загородного дворца с садом. Высокий выбритый лоб дамы, уши и круглая белая шея украшены жемчугом. Левой рукой она слегка приподняла подол своего белого атласного платья, а в другой держит персик (яблоко), символ грехопадения в христианстве, в то время как паж преподносит ей корзину с виноградом, символизирующим кровь Христа. Вместе с тем в древнегреческой мифологии яблоко, как известно, получила прекраснейшая из богинь, на что намекает и садовая статуя Купидона на постаменте. Неудивительно, что этот парадный портрет вызвал восторг у заказчика, который заказал художнику ещё одну картину для своего кабинета. Но, судя по всему, Францу уютнее было в трактире, чем во дворце.

Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Автопортрет, 1667 г.
Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Автопортрет, 1667 г.

Вскоре он осознал это. На «Автопортрете» 1667 года Франс ещё одет как принц: красная бархатная шапка с парчовой подкладкой и белый атласный плащ. Однако здесь нет ни герба, ни шпаги. Только атрибуты живописца: мольберт с кистями в руках, рисунок на столе и мольберт на заднем плане. Между бровями тридцатидвухлетнего мужчины залегла морщина, а в уголке губ наметилась ироническая складочка. Да и взгляд уже не мечтательный, а немного усталый. Однако Франс не потерял надежды ещё стать хотя бы принцем среди художников, поэтому продолжал упорно трудиться.

Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Прерванная песня, 1671 г. и «Молодая женщина в красной куртке, кормящая попугая»  1663 г.
Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Прерванная песня, 1671 г. и «Молодая женщина в красной куртке, кормящая попугая» 1663 г.

Сюжет «Прерванной песни» очень схож с «Угощением устрицами». Мы видим на картине цветочный натюрморт на столике слева, на который опирается юная дама, и фрагмент пейзажа справа в арке на заднем плане. Судя по всему, красотка пела, о чём свидетельствует нотная тетрадь у неё на коленях. Однако пожилой кавалер прервал её, предложив бокал с вином. Ему не терпится начать любовную игру. Впрочем, его подруга не против, о чём свидетельствует её оголённая грудь и хитрая улыбка. Своим лицом она напоминает эльфа. Это сходство усиливают банты на её локонах, напоминающие острые ушки. Между тем, или кавалер, или дама (а, может, оба) состоят в законном браке, о чём свидетельствует сладко спящая на изумрудном пуфике собачка. Однако Франс писал и аллегории, восхваляющие добродетели, как «Молодая женщина в красной куртке, кормящая попугая». Ведь эта птица, как и собака, символизировала в голландской живописи супружескую верность, а ещё достаток. Как всегда, с завидным мастерством художник отобразил яркие наряды дам: фактуру белого меха, которым отделаны красные бархатные безрукавки и блестящий атлас юбок. Только в последние годы палитра художника изменилась: стала более тёмной и блеклой.

Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Автопортрет и портрет жены (миниатюры)
Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Автопортрет и портрет жены (миниатюры)

В 1672 году скончался Франциск Сильвиус, главный покровитель и друг художника. Почти одновременно в Лейден вернулся Ян Стен, который приобрёл лицензию на открытие трактира, где он не только делал зарисовки для своих картин, но и постоянно выпивал со своими посетителями. По вечерам Франс тоже стал захаживать туда, а когда его приятель разорился, стал посещать вместе с ним другие злачные заведения. Как видно из миниатюрного автопортрета художника, он изрядно растолстел, и приобрёл двойной подбородок, под глазами же появились мешки. Однако, судя по вымученной улыбке, он ещё хорохорится. В то же время, его жена с чёрным покрывалом на голове и в белой блузе похожа на Мадонну. Даже её нос не кажется таким длинным, как в молодости. Судя по всему, со временем Франс если не полюбил жену, то проникся уважением к ней. К сожалению, по вине Ван Мириса, его семья оказалась вскоре в затруднительном положении. Несмотря на высокие гонорары, он быстро спускал их на свои пороки: деньги исчезали, «как кислота на гравюре». Судя по документам, художник в последние годы жизни задолжал всем вокруг: друзьям-дворянам, трактирщикам и даже коллегам-художникам. Так что в 1675 году Кунера вынуждена была пойти на отчаянный шаг: она стала просить заказчиков рассчитываться с мужем в её присутствии.

Франс ван Мирис Младший (1689 – 1763). "Портрет Яна ван Мириса" и Виллем ван Мирис   (1662 - 1747). "Автопортрет"
Франс ван Мирис Младший (1689 – 1763). "Портрет Яна ван Мириса" и Виллем ван Мирис (1662 - 1747). "Автопортрет"

Злые языки утверждали, что страсть Ван Мириса к вину и невоздержанность в других удовольствиях затмили для него всё остальное, и ранняя смерть живописца в 45 лет была прямым следствием этого. Он скончался 12 марта 1681 года в Лейдене, написав за свою карьеру более 140 оконченных картин (большое число по тем временам). Его клиенты, естественно, перешли к старшему сыну Яну, а потом – к Виллему, который, в свой черёд, завещал отцовскую мастерскую своему сыну Франсу ван Мирису Младшему, бывшему к тому же историком и нумизматом. Однако ни один из них не мог сравниться с Франсом ван Мирисом Старшим. В свой черёд, ему трудно было тягаться с такими «королями», как Рембрандт или Ян Вермеер Делфтский. Тем не менее, современники высоко оценивали его творчество. Да и в настоящее время он считается видным представителем «Золотого века» голландской живописи.

Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Автопортрет с кубком, 1673 г.
Франс ван Мирис Старший (1635 – 1681). Автопортрет с кубком, 1673 г.

Пожалуй, приведу в качестве постскриптума одну историю, случившуюся с Франсем ван Мирисом, которая, на мой взгляд, прекрасно характеризует его. Однажды Ван Мирис, расставшись с Яном Стеном, поздним тёмным вечером возвращался домой. Споткнувшись о груду извести возле коллектора, художник кубарем скатился вниз и стал звать на помощь. К счастью, неподалёку находилась мастерская сапожника, который задержался допоздна и напевал, заканчивая свою работу. Рядом сидела его жена за шитьём или штопкой. Услышав чьи-то крики, она сказала мужу, чтобы тот перестал петь. После чего схватила лампу и, выбежав на улицу, увидела, что кто-то барахтается в грязи. На её крик прибежал муж, который спас Франса. Почистив ему одежду, они догадались по золотым пуговицам, что это человек непростой и уложили его на подушки перед очагом. Согревшись, пристыженный художник отправился домой, так и не назвав своим спасителям своего имени. На следующий день он начал писать картину и, завершив работу спустя два года, вернулся в дом сапожника. Вручив картину его жене, художник затем посоветовал показать её господину Паатсу (Ван Мирис писал портрет его супруги) и ушёл, так и не сделав никаких признаний. Впоследствии женщине удалось продать подарок Ван Мириса за 800 гульденов.#ОльгаКраева