Австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет, также внес вклад в такой жанр, как сонаты для клавира. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.
Вот такие моменты были у него в жизни:
Менуэт быка
Однажды Гайдн, к немалому своему удивлению, увидел у себя дома гостя - мясника, который оказался любителем его произведений.
- Маэстро, - мясник почтительно снял шляпу, - на днях свадьба моей дочери. Напишите мне новенький красивый менуэт. К кому же мне обратиться с такой важной просьбой, как не к прославленному Гайдну?
Гайдн согласился и через день приготовил менуэт. В назначенный срок мясник явился и получил драгоценный подарок.
Через несколько дней Гайдн услышал оглушительные звуки, в которых он с трудом узнал мелодию своего менуэта. Из окна он увидел у своего крыльца великолепного быка с позолоченными рогами, счастливого мясника с дочерью и зятем и целый оркестр странствующих музыкантов. Мясник произнёс с чувством:
- Сударь, мне думается, что лучшим выражением признательности за прекрасный менуэт со стороны мясника может быть только лучший из его быков.
С тех пор этот до-мажорный менуэт Гайдна стал называться "Менуэтом быка".
Причуды
Композитор Франс Йозеф Гайдн не работал без своего кольца с алмазом: он поминутно его рассматривал.
- Гайдн - необходимое и крепкое звено в цепи симфонического композиторства; не будь его - не было бы ни Моцарта, ни Бетховена. (Пётр Ильич Чайковский)
- Однажды, прогуливаясь по улице, Гайдн услышал знакомую мелодию. В ближайшем кабачке, ужасно фальшивя, играли его менуэт. Не выдержав, возмущённый композитор вошёл в кабачок и обратился к дирижёру оркестра:
- Чья это музыка?
- Гайдна! - гордо ответил капельмейстер.
- Не может быть, это ложь. Гайдн не мог написать такой безобразной музыки. Это писал какой-то болван.
- Как! Гайдн. великий Гайдн, по-вашему, болван? - и с этими словами дирижёр с кулаками набросился на не ожидавшего такого поворота композитора. Избитому Гайдну не оставалось ничего другого, как поспешно ретироваться.
Высказывания самого Гайдна и других композиторов
- Весь я не умру... (Й.Гайдн)
- Мой язык понятен всему миру! (Й.Гайдн)
- Всё моё честолюбие направлено на то, чтобы весь мир видел во мне, таком, каков я есть, человека добросердечного. (Й.Гайдн)
- Я бы не достиг даже того малого, что удалось сделать, если бы не продолжал усердно сочинять до глубокой ночи. (Й.Гайдн)
- Я не смог оторваться от клавикорд, пока не переиграл сонаты все до одной, и тот, кто меня хорошо знает, поймёт, сколь многим я обязан Эмануэлю Баху. (Й.Гайдн)
- Я не был волшебником всех музыкальных инструментов, ноя знал возможности каждого из них, я был неплохим пианистом и певцом, мог исполнять концерты на скрипке. (Й.Гайдн)
- Найдите хорошую мелодию - и ваша композиция, какова бы она ни была, будет прекрасной и непременно понравится. Это душа музыки, это жизнь, смысл, сущность композиции. Тартини может найти самые редкостные и искусные аккорды, но без мелодии вы услышите только прекрасно отделанный шум; если он и не покажется неприятным для уха, то во всяком случае он оставит голову пустой, а сердце холодным. (Й.Гайдн)
- Никто не умеет так веселиться и потрясать, вызывать смех и трогать до слёз - и всё это с одинаковым совершенством. (В.А.Моцарт)
- Гайдн обессмертил себя если не изобретением, то усовершенствованием той превосходной, идеально разумной формы сонаты и симфонии, которые впоследствии Моцарт и Бетховен довели до последней степени законченности и красоты; не будь его - не было бы ни Моцарта, ни Бетховена, или, по крайней мере, этидваколоска музыка получили бы другое развитие, явились бы на почву менее обработанную, встретили бы в росте своих громадных гениев большие препятствия. (П.И.Чайковский)