Найти тему

ДоНовосибирск: часть 1. Юрт-Ора и Чёртово городище

«Да что в Новосибирске может быть интересного? Ему же чуть больше ста лет!»

Эту фразу от знакомых я слышу довольно часто. Тоже думаете, что наш город молодой и ничего до него на берегу Оби не существовало? Тогда сейчас будет шок-контент.

От первых поселений до первых государств

Основываясь на данных археологов известно, что на территории современной Новосибирской области люди живут с 4-3 тысячелетия до н.э. Здесь много больших и малых рек, лесов, плодородные почвы, великое разнообразие дичи и рыбы, ягод и грибов. Хорошие условия для содержания домашнего скота. Поэтому и занять эти земли хотели многие.

То северяне отвоевывали себе право владения, то южане – тюрки, киргизы. С VIII века в Приобье приходят татары. В междуречье Оби и Иртыша расселяются Барабинские и Чулымские татары, по берегам Оби – Чатские татары (или «чаты»).

Историко-этнографическая карта Сибири Г. А. Лучинского. XVI век (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%86%D1%8B)
Историко-этнографическая карта Сибири Г. А. Лучинского. XVI век (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%86%D1%8B)
Современная карта (https://2gis.ru/?m=79.815075%2C55.18083%2F5.55). Постаралась максимально точно подобрать масштаб и место
Современная карта (https://2gis.ru/?m=79.815075%2C55.18083%2F5.55). Постаралась максимально точно подобрать масштаб и место

С XIV века сюда проникают отряды монголов, подчиняя местное население своей власти. Сначала это была Золотая Орда, а далее Тюменское ханство. С конца XV века устанавливается власть Сибирского ханства, где с 1563 года правит хан Кучум.

Чатские татары

Но отвлечемся от хана Кучума. Ненадолго, конечно. Посмотрим внимательнее на давних жителей Новосибирской области. И начнем наше знакомство с Чатов. Почему именно с них? Да потому, что Новосибирск стоит аккурат на месте их древнего города. Но обо всём по порядку.

Чатские татары зачастую выбирают места для поселений в местах слияния двух рек. А слово «цат» с татарского переводится как «междуречье». Думаю, с названием этнографической группы мы теперь разобрались. Что дальше? А дальше открывается много интересного об этом народе.

Чатская татарка и чатский татарин. Графика. XIX век (по книге Археологические раскопки в деревне Юрт-Ора (Новосибирская область))
Чатская татарка и чатский татарин. Графика. XIX век (по книге Археологические раскопки в деревне Юрт-Ора (Новосибирская область))

Чаты относятся к Сибирским татарам. Их поселениям не свойственна четкая планировка. Но в центре любого села должна быть мечеть (татары принимали ислам с подачи кучумовой знати). Жилые постройки с течением времени прошли путь от землянок до срубных деревянных и кирпичных домов. Но в отличии от славян мусульмане почти не украшали резьбой наличники – запрещено верой.

В доме традиционно мебель была низкая, главенствующее положение отводилось нарам, застеленным паласом. На них спали, застелив перинами. На них же и ели, установив сверху столик на невысоких ножках. Лишь у богатых сибирских татар встречалась иная мебель: шкафы, стулья.

Нары и обеденный столик татар. Акварель. XIX век. Тобольский художник М.С.Знаменский (по книге Археологические раскопки в деревне Юрт-Ора (Новосибирская область))
Нары и обеденный столик татар. Акварель. XIX век. Тобольский художник М.С.Знаменский (по книге Археологические раскопки в деревне Юрт-Ора (Новосибирская область))

Любимым мясом всегда считалась баранина, хотя и от другого чаты не отказывались. Широко распространены супы (шулпа, аш), выпечка (бэлеш, кыстыбай) и кисломолочные напитки (катык, айран). Одевались чаты в-основном в кафтаны, под которыми имелись рубахи и штаны. Как у женщин, так и у мужчин.

Вот такие люди жили на краю государства хана Кучума. Интересно, что в некоторых источниках сообщается не о подданстве чатов, а о роли союзников. А еще говорят, что хан не особо им доверял.

После разгрома Кучума на р.Ирмень (Ордынский район) в 1589г. чаты приняли русское подданство, стали платить дань. А для освобождения от уплаты записывались в служилые люди, отбивали набеги со своих земель телеутов и киргизов.

В Новосибирской области разведано несколько крупных поселений чатов – Городищ. Они были устроены схожим образом с европейскими: за первой стеной укреплений жили простые люди, за второй, в «цитадели» - знать. Площадь городищ в Приобье колебалась от 400 до 1600 кв.м. Численность была от 50 до 100 человек.

«Старое (Чертово) городище. Вид с реки Каменки 1904 года». Из «Альбома видов г. Ново-Николаевска. 1-ое десятилетие», Н.П. Литвинов, 1904 год
«Старое (Чертово) городище. Вид с реки Каменки 1904 года». Из «Альбома видов г. Ново-Николаевска. 1-ое десятилетие», Н.П. Литвинов, 1904 год

Одно из чатских городищ было расположено на территории нынешнего Октябрьского района г.Новосибирска. Вот как оно описано в справочнике Н.П.Литвинова по Ново-Николаевску от 1912г:

«Ново-Николаевцы являются не первыми обитателями на занимаемом ими месте. Давно, сотни лет тому назад, самая высокая часть настоящего города была заселена неизвестным племенем. Еще видны и в настоящее время на месте, которое именуется «Чертово городище», следы юрточных построек. На юго-восток от жилищных следов виден земляной – крепостной вал, противоположная валу сторона становища неизвестных нам обитателей ограждалась крутым и неприступным обрывом, спускающимся в р.Каменку. Невдалеке от крепостного вала, через лог, есть следы одиноко разбросанных холмиков, очевидно, следы могильников. Кто жил и когда покинул это место мы, может быть, в состоянии будем узнать лишь тогда, когда археологи вскроют могильники; а теперь мы можем только отметить, что выбор места нашими предшественниками в смысле господства над окружающей окрестностью сделан очень удачно. С этого пункта, как с орлиной скалы, видна расстилающаяся окрестность»
Фонтан «Змей Горыныч» на территории сквера имени Кирова. Соседняя с городищем зона. Планируется под музей культуры сибирских татар
Фонтан «Змей Горыныч» на территории сквера имени Кирова. Соседняя с городищем зона. Планируется под музей культуры сибирских татар
Обведено примерное место расположения городища. Находилось на месте современной многоэтажной застройки. Ныне археологический памятник утрачен полностью.
Обведено примерное место расположения городища. Находилось на месте современной многоэтажной застройки. Ныне археологический памятник утрачен полностью.

Историческое поселение Юрт-Ора

К счастью, не все исторические поселения чатов нами утеряны. На территории Новосибирской области ныне существуют деревни Юрт-Ора, Юрт-Акбалык, Черный Мыс и Красный Яр Колыванского района; село Ояш Болотнинского района; поселение татар на левом берегу р.Иня в пределах нынешнего г.Тогучин; село Чингис Ордынского района. Прогуляемся вместе по одной из деревень?

Указатель на въезде в д.Юрт-Ора
Указатель на въезде в д.Юрт-Ора

Сначала немного о названии.

«Юрта» - в первую очередь владение рода (поселение), а уж потом чей-то конкретный дом. «Ора / Ор» - ров, крепостной вал, укрепление. С этим разобрались.

Чатские татары давно живут на берегах Оби. С конца XVI века – на территории нынешней деревни Юрт-Ора. Местные жители говорят, что землей их наделил сам Иван Грозный по присоединении к русской державе. Здесь чтят традиции, сохраняют национальные черты быта, язык.

До революции в центре деревни на возвышенности была старая мечеть. Она значится и в документах начала ХХ века. Почти век спустя стараниями имама удалось возвести новую мечеть в центре поселения. Строили все вместе в свободное от своих забот время.

Мечеть. Юрт-Ора (Колыванский район), Центральный переулок, 11
Мечеть. Юрт-Ора (Колыванский район), Центральный переулок, 11

Рядом с мечетью установили обелиск в память воинам, погибших в годы Великой Отечественной Войны и «Фронтовая панорама». Всё здесь очень интересно рассматривать. Вроде незнакомые люди становятся ближе и роднее.

-10
-11
-12

В центре же деревни находится Этнографический музей Чатских татар. Внутрь мне попасть, к сожалению, не удалось. Видимо, по предварительной записи только возможно. Посмотрела лишь снаружи дом – красив.

Этнографический музей Чатских татар. Юрт-Ора (Колыванский район), ул.Центральная, 50
Этнографический музей Чатских татар. Юрт-Ора (Колыванский район), ул.Центральная, 50

Здесь есть и другие интересные домики. Такой, например.

-14

А на некоторых воротах имеются красивые изображения лошадей. Мимо этих ворот я просто не смогла проехать мимо. Ведь хороши?

-15

назад --- далее

А на этом пока всё. Если вам понравилась статья - ставьте лайк, подписывайтесь на канал и пойдём дальше - в лаптях по мостовой.