Это было в солнечное воскресенье. Поехали с подругой гулять. Куда в мороз нас понесло, спросите вы? А я отвечу: в Колывань.
Сейчас Колывань – это Рабочий поселок. А были времена, когда он был процветающим городом. Не знали? Тогда рассказываю.
Чаусский острог
История современной Колывани начинается с основания острога на реке Чаус. Летом 1713 года томский дворянин Дмитрий Иванович Лаврентьев был направлен «приискать место» для строительства. Нашел, построили, окопали рвом с трех сторон (с четвертой текла река).
Первыми жителями здесь стали служилые люди, а также крестьяне из деревень и слобод Ишимского ведомства. Постепенно население увеличивалось, около стен острога строились жилые дома, разрастались хозяйства. Так как довольно скоро граница государства сместилась южнее, это военное укрепление так и не видело ни одной атаки. Уже к середине XVIII века стены острога сгнили (капитальный ремонт их проводили лишь однажды). Вокруг была мирная жизнь.
С появлением в конце XVIII Московского тракта Чаусский острог (да-да, укрепления не было, а название оставалось) стал неотъемлемой его частью. Здесь начали развиваться торговля и извоз, образовались ремесленные мастерские.
22 июля 1822г. из Чаусского острога учрежден город Колывань. Его даже хотели сделать губернским центром. Стоял-то он на Московском тракте, мы же помним. Хотя сам острог изначально входил в состав Томской губернии. Представляете, какое возмущения это вызвало? «Подмазали» томичи кого надо, удержали статус губернского центра. Так Колывань стала уездным, но всё же городом.
В это же время поселение стало одним из обслуживающих этапирование ссыльных и каторжан. Одни люди здесь останавливались на время, другие оставались на весь срок.
Трагедия уездного города
«В 1831 году население города составляло без малого 1000 человек. Здесь было 150 домов, богадельня, две лавки, питейный дом, соляная лавка, окружное казначейство и почтовая контора, присутственные места, полицейское управление, окружной и земский суды, деревянная церковь Богоявления, а рядом с ней строилась каменная» (Геометрический план Томской губернии города Колывани).
Всё, вроде, хорошо было. Как пишут историки, город размерами не уступал сибирским соседям. И рос бы вширь, но… Вот здесь сработал фактор неудачного выбора местоположения основателем острога. Город оказался в низине, у реки, зажат со всех сторон крутыми берегами. К нему вела крутая дорога. Здесь и сейчас страшно ехать, особенно зимой. Обратно, вверх по гололеду, так и подавно еле выбрались.
В дополнение ко всему река Чаус постоянно разливалась. Колывань переживала постоянные потопы. Проезжающие по Московскому тракту купцы глядели сверху вниз на город (весной еще и затопленный). И проезжали. Мимо.
Русский человек находчив. Если для дела надо, так и город перевезти может. Нашли место южнее Чауса на 8км и в 1844г. начали переезд. Большинство даже дома свои перевезли. Теперь Московский тракт проходил прям посередине города.
Но! Переезд города спланировало купечество и чиновники города, глядя на перспективу развития. Только для народа это была огромная трагедия. Землемер безустанно работал: измерял участки граждан на старом месте и старался по площади выдать аналогичный на новом. Всё делалось в присутствии старосты и понятых, согласно ген.плану. Земля была расчерчена на квадраты четкими улицами.
Недовольных была масса. Люди в итоге оказывались на необработанном куске земли. Соседи разбросаны в разных концах города, а за забором совершенно незнакомые личности. Да еще и дом свой родной по бревну разбирай и перетаскивай. Представляете?
На старом месте осталось совсем небольшое поселение, существующее и сейчас: деревня Чаус.
Расцвет Колывани
На новое место Колывань переезжала постепенно. Это был полностью деревянный город, окруженный лесами. Первым каменным строением (по старой русской традиции) стал Собор: Святой Живоначальной троицы. С тех пор Колывань стала духовным православным центром в Приобье.
К концу XIX века город Колывань достиг своего расцвета. Здесь было множество ремесленников, а численность населения превысила 12тыс. человек. Появились и первые заводы: кирпичные, кожевенные, маслобойные и пр. (всего около 30). Развивалась торговля, а с ней возрастало и количество местных купцов.
Интересны сведения из статьи Г.Л.Кирчановой «Накануне больших перемен» (газета Трудовая правда, выпуск №146-147 от 24.12.1999г.):
«…вся экономическая жизнь была сконцентрирована в руках таких людей, как купец 1-й гильдии Жарнаков, который имел свои магазины в Иркутске, Екатеринбурге и других городах бывшей царской России; Балакин – крупный торговец, который закупал рабочих лошадей, скот, сельскохозяйственные продукты, вербовал рабочую силу и с наступлением зимнего пути отправлял обозы, а с прокладкой железной дороги – по ней в города Благовещенск, Спасск и др., где сбывал свою продукцию на золотых приисках, а рабочую силу поставлял золотопромышленникам; Лаптев Мирон, имевший свой кожзавод, на котором работало до 50 наемных рабочих; пимокаты Вилков, Готовцев и др., у которых были свои пимокатные мастерские, наемные рабочие – от 20 до 30 человек». Перечень здесь далеко не полный.
Пишут, что многие состоятельные горожане вкладывали собственные деньги в строительство большинства общественных зданий. Например, купец Гаврила Иванович Пастухов в 1880г. построил здание городского двухклассного училища для мальчиков, а в 1890г. церковь Покрова Пресвятой Богородицы и дома для священников этой церкви. Только вот сохранилась любопытная запись:
«Купец Пастухов занимался скупкой хлеба, при которой обвешивал людей: по этикету гиря числилась 2 пуда, а в действительности эта гиря была весом 2 пуда 10 фунтов. Каким-то образом это мошенничество было вскрыто, и он был отдан под суд. По приговору царского суда в 1880-х гг ему было вынесено наказание: каждый церковный праздник ходить в церковь в чугунных галошах, каковые и были отлиты для него. С тем, чтоб откупиться от этого наказания, он взял на себя обязательство – выстроить церковь и школу, которое он выполнил» (из Архивного отдела Колыванского райисполкома).
Один из жителей, П.А.Галкин, вспоминал, как приходил Пастухов на строительство церкви и говорил: «Эта церковь меня скоро из дома выживет»
В конце XIX века в Колывани купцами стали массово возводиться каменные дома. Многие из них до сих пор украшают собой центр поселка. Интересно, что существовал утвержденный перечень фасадов зданий. «Полет фантазий» не допускался. А сколько здесь было украшенных причудливой резьбой деревянных домов - и не перечесть. Вот только сейчас большинство построек зашиты сайдингом.
Есть сведения (но это не точно), что через Колывань по пути в ссылку следовали:
- в 1858г. народный революционер М.А.Бакунин
- в 1864г. – народный революционер Н.Г.Чернышевский
- в 1897г. – В.И.Ленин, при ссылке его в Минусинский уезд с.Шушенское
- в 1912г – И.В.Сталин, при ссылке его в Нарым
На рубеже XIX-XXвв с прокладкой ТрансСибирской магистрали роль Московского тракта стала заметно уменьшаться. Теперь товары шли по железной дороге с остановкой в молодом Новониколаевске. Так купцы и простые жители из Колывани стали переселяться в соседний, еще маленький, но стремительно растущий городок – будущий Новосибирск.
А дальше? Дальше была революция, сопротивление купечества и крестьянства новому режиму, ссылки и национализация имущества, низведение «города» до «села». И всё это под неусыпным надзором «товарищей». В 1970-е годы поселок планировался к сносу и застройке типовыми пяти- и девятиэтажными домами. Но не сложилось: отсутствовали желающие массово переезжать в Колывань. Так удалось сохранить большинство старых зданий, оригинальную планировку поселения. А в 1990г присвоить звание исторического поселения.
Здесь можно гулять часами, рассматривать уцелевшие каменные и деревянные фасады. Зимой здесь, правда, очень скользко и мало где предусмотрены тротуары для пешеходов. А летом, думаю, на улицах зелено, спокойно, душевно.
А на этом пока всё. Если вам понравилась статья - ставьте лайк, подписывайтесь на канал и пойдём дальше - в лаптях по мостовой.
#история россии #путешествие #новосибирск #россия #история #колывань #нсо