Утро пятнадцатого дня нашего путешествия выдалось пасмурным и хмурым, напомню. что встретили мы его на стоянке около Ферапонтова монастыря на Вологодчине. Это нас вовсе не расстроило. В такую погоду получаются только неяркие фотографии, но это вовсе не мешает познавать мир и общаться. Более того, иногда даже полезно бывает разбавлять яркие солнечные фото вот такими вот серенькими и мрачненькими, чтобы на контрасте прочувствовать, как же было хорошо! К тому же непогода всегда заканчивается и серое небо обязательно сменится на голубое, тучи раздвинутся и выглянет солнце. Всё это только вопрос времени.
Неспешно позавтракав, мы направились в монастырь. Частично монастырь являлся музейным объектом и время его работы, как и многих других музеев начиналось достаточно поздно, поэтому торопиться было некуда.
Ферапонтов мужской монастырь был основан в 1397 году Ферапонтом, выходцем из древнего рода Поскочиных. Постриг святой принял в Симоновом монастыре в Москве в сорок лет, где сдружился с преподобным Кириллом Белозерским. Вместе они слушали проповеди Сергия Радонежского, часто посещавшего обитель. Выполняя послушание, Ферапонт отправился на север, на Белоозеро. Суровый северный край понравился Ферапонту и вместе с преподобным Кириллом у Сиверского озера они основали Кирилло-Белозерский монастырь. Через некоторое время Ферапонт основал свою обитель на возвышенности между озерами Павским и Бородаевским, которые соединяет небольшая речка Паска. Много лишений пережил он в отшельничестве в построенной им келье. Со временем к нему начали приходить иноки, которые также строили здесь кельи. Так постепенно это место и превратилось в монастырь.
Через Святые ворота (западный фасад монастыря) попадаем на территорию монастыря. Они имеют разновеликие арки, над которыми расположены две церкви – преподобного Ферапонта и Богоявления.
В ансамбле церквей монастыря гармонично сочетаются архитектурные детали самых разных столетий. Главный храм монастыря Собор Рождества Пресвятой Богородицы, 1490 года постройки. Рядом в 1530 году была выстроена Церковь Благовещения, а в 1640 г. началось строительство Церкви Святого Мартимиана - она справа на фото ниже, в неё как раз заходит группа.
Церковь-усыпальница преподобного Мартиниана (1640-1641 годы) имеет позднюю, XIX века, роспись и является местом погребения преподобного Мартиниана и его ученика архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского).
Первый каменный храм Белозерья - Собор Рождества Пресвятой Богородицы возвели в 1490 году там, где стояла деревянная церковь, освящённая преподобным Ферапонтом в 1408 году. Рядом Колокольня.
Фрески Дионисия в Соборе Рождества Богородицы представляют собой единственную дошедшую до наших дней стенопись мастера. По обеим сторонам врат изображены архангелы Гавриил и Михаил. В центре знаменитая фреска «Десус». Фрески покрывают всю внутреннюю поверхность храма общей площадью около 800 квадратных метров. Над дверью Дионисий разместил изображение самой Богоматери в окружении Козьмы Маюмского и Иоана Дамаскина. Это начало связанных между собой сюжетно изображений Пресвятой Девы. Ферапонтов монастырь знаменит, прежде всего, именно благодаря росписям Собора Рождества Богородицы.
Трёхъярусная церковь Благовещения с трапезной палатой была построена в 1530-1531 годах на царский вклад Василия III в связи с рождением долгожданного наследника престола Иоанна IV. Первый ярус служил хлебней и каменными погребами и поварней, на втором – устроена церковь (с XIX века алтарь), третий ярус был звонницей. Там же находится два помещения – тайник и книгохранилище.
Мы прошлись по территории монастыря. Многое было в его шестивековой истории и рассвет в период правления Святого Мартиниана и запустение и упадок потом, и разорение поляками. Именно упадок сыграл в его истории значимую роль. Сохранностью в первозданном, непонавлённом виде его главная достопримечательность, фрески Дионисия, обязаны именно упадку - монастырь был беден и у монахов просто не было средств на понавление фресок.
Через Святые ворота над которыми расположилась колокольня, вышли за территорию монастыря. Погуляли по окрестности.
Отсюда, сверх, хорошо видно, что монастырь стоит на холме, под которым уютно расположилось село Ферапонтово, ниже блестит вода Бородаевского озера, на берегу небольшая автостоянка перед монастырём и там стоит наша машинка (сливается с кустом на берегу озера). Она кажется такой маленькой на этой картинке.
Достаточно долгостроения монастыря были отданы музею. Чтобы возродить духовную жизнь в Ферапонтово, уже в наше время рядом с монастырём был построен Храм во имя преподобного Нила Сорского, освящённый 5 мая 2008 года.
Хочется верить, что монашеская жизнь в одном из самых старейших монастырей Белозерья будет возрождена. Ведь и Дионисий создавал свои фрески не для музейной экспозиции. Моё мнение - брать немалые деньги просто за то, чтобы войти в храм, это нехорошо. Посещение многих музеев и картинных галерей вам обойдётся гораздо дешевле. К тому же сюда приезжает много паломников не для простого созерцания картин, а с целью посещения древнего намоленного места и совершения молитвенного правила. Для бабушек эта сумма часто бывает неподъёмной.
Сейчас часто можно услышать мнение, что сам монастырь сохранился и находится в нынешнем состоянии только благодаря тому, что в послереволюционные годы в нём расположился музей. Иначе бы судьба его была бы плачевной и похожей на судьбы многих монастырей Севера. В противовес этому хочу привести пример монастыря Александра Свирского, который находится сейчас в гораздо более лучшем состоянии, чем монастырь Святого Ферапонта. И фрески в нём выжили без музейных хранителей. И это не единственный пример, храмы Костромы и Ярославля, Переславля Залесского, Углича, не в каждом из них были музеи, но во многих мы видим древнюю непонавляемую и часто самообновляющуюся стенопись.
Нет, я не против музеев, каждое начинание имеет место быть. И зачастую музей является единственным способом сохранить историю. Но всё должно быть в разумных пределах, это я касаемо цены входных билетов. И ещё чисто моё мнение - почему я всё же отдаю предпочтение монастырям для верующих, а не для музеев - верующие следят за монастырём, как за своим домом, создают уют, вкладывают душу в свои деяния. А музей - это работа, оттрубил от звонка до звонка, получил зарплату, пошёл домой. В общем, как-то так, высказалась. Надеюсь, никого не обидела.
К полудню мы покидаем Ферапонтово и продолжаем свой путь, направление – Вологда.
Друзья, если Вас заинтересовало наше Большое Ладожское приключение, то чтобы не потерять повествование все части рассказа будут пронумерованы и собраны здесь:
Для Вашего удобства материал на канале систематизирован по темам: переезд на юг, огород, птица в подсобном хозяйстве, кулинария, наши путешествия, автодом, мои рассуждения на жизненные темы и прочее: