Найти тему
История моды с Марьяной С.

Об одной интересной форме декольте

Рассмотрим сегодня один любопытный момент, касающихся дамских нарядов эпохи Ренессанса. А именно, рассмотрим форму декольте. Декольте, согласитесь, рассматривать приятно. :)

Слева - портрет молодой женщины, Парис Бордоне, ок. 1545. Справа - портерт молодорй женщины, Франческо Баккьякка, 1540-45. (сс) Wikimedia Сommons
Слева - портрет молодой женщины, Парис Бордоне, ок. 1545. Справа - портерт молодорй женщины, Франческо Баккьякка, 1540-45. (сс) Wikimedia Сommons

Итак, в ту эпоху были популярны декольте прямоугольной формы, очень глубокие и широкие. И свою популярность они будут сохранять на протяжении большей части XVI века. Можно было оставить декольте открытым, демонстрируя белую кожу. А можно было - скромности ради - прикрыть его вставочкой. У кото-то она была из плотной ткани, а у кого-то - из тонкой, почти прозрачной. Так, только видимость приличий соблюсти.

Носили такие платья не только во Франции, но и в других странах. И, например, в Англии платья с такими вырезами называли "французскими".

Слева - Клод де Боне де Санблансе, 1563, справа - Франсуаза де Брезе, 1550, оба портрета кисти Франсуа Клуэ. (сс) Wikimedia Сommons
Слева - Клод де Боне де Санблансе, 1563, справа - Франсуаза де Брезе, 1550, оба портрета кисти Франсуа Клуэ. (сс) Wikimedia Сommons

Так вот! На многих портретах той эпохи декольте просто прямоугольной формы. Всё просто. А иногда форма чуть другая. Вроде бы и то, да не то. И мы видим, как нижняя линия выреза чуть изогнута, и немного напоминает арку. Даже и прямоугольным такой вырез, в общем-то, не назовёшь...

Слева - портрет Элеоноры Австрийской, королевы Франции, Йос ван Клеве, ок. 1530. Справа - портрет Елизаветы Австрийской, королевы Франции, Франсуа Клуэ. ок. 1571. (сс) Wikimedia Сommons
Слева - портрет Элеоноры Австрийской, королевы Франции, Йос ван Клеве, ок. 1530. Справа - портрет Елизаветы Австрийской, королевы Франции, Франсуа Клуэ. ок. 1571. (сс) Wikimedia Сommons

Как-то мы обсуждали с друзьями этот изгиб, и, в частности, возникла версия, что это попытка изобразить перспективу. То есть на самом деле линия просто горизонтальная, однако ведь торс объёмный, и в попытке эту линию изобразить и возникает такой изгиб. Реконструкторы такие реконструкторы... :) Однако в довольно солидных трудах по истории костюма мне встречалось упоминание, что эта нижняя линия действительно была изогнута.

Слева - портрет Сюзанны Стефан, Николас Нейшатель (Люцидель), ок. 1561. Справа - портрет Хуаны Австрийской, Антонис Мор. 1552-53. (сс) Wikimedia Сommons
Слева - портрет Сюзанны Стефан, Николас Нейшатель (Люцидель), ок. 1561. Справа - портрет Хуаны Австрийской, Антонис Мор. 1552-53. (сс) Wikimedia Сommons

Такие вырезы продержались несколько десятков лет... И что-то в них есть, согласитесь!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory