Главная героиня рассказа Солженицына "Матренин двор", - не праведная и не святая, она обычная женщина, которую очень по-человечески жаль. Но определенные ее качества - доброта, физическая сила и трудоспособность, смелость - действительно выше средних. И в этом плане можно связать образ Матрены с образом русской женщины у другого русского писателя - Н.А. Некрасова.
Солженицын и Некрасов
В рассказе есть явная перекличка с Некрасовым (с его строчкой о русской женщине в поэме "Мороз, красный нос" - "коня на скаку остановит"). Матрене тоже один раз попался конь, побывавший на войне и потому поврежденный психикой. Мужчины его побоялись, а Матрена остановила:
Раз с испугу сани понёс в озеро, мужики отскакивали, а я, правда, за узду схватила, остановила.
Так же, как героиня другой поэмы Некрасова Матрена Тимофеевна , хвалится Матрена Васильевна и тем, что ее муж ее не бил, ну разве один раз, и по той же причине, что и у Некрасова - не угодила сестре мужа:
"Меня сам ни разику не бил, – рассказывала она о Ефиме. – По улице на мужиков с кулаками бегал, а меня – ни разику… То есть был-таки раз – я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил. Вскочила я от стола: «Захленуться бы вам, подавиться, трутни!» И в лес ушла. Больше не трогал".
Солженицын и Шолохов
Отношения молодой Матрены с Фаддеем
История о том, как Матрена в юности не дождалась своего ухажера с войны, напоминает и аналогичный поступок Аксиньи по отношению к Григорию Мелехову (в тот же исторический промежуток, то есть Первой мировой) в романе "Тихий Дон".
В то лето… ходили мы с ним в рощу сидеть, – прошептала она. – Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну. (...)
– Пошёл он на войну – пропал… Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки…
Аксинья у Шолохова вступила в связь с сыном барина, у которого работала прислугой, а Матрена просто вышла замуж за брата своего жениха:
Мать у них умерла – и присватался ко мне Ефим. (...) Пошла я… На Петров день повенчались, а к Миколе зимнему – вернулся… Фаддей… из венгерского плена.
Этот мотив напоминает возвращение Григория Мелехова в романе "Тихий дон" к Аксинье, которая связалась с другим человеком, хотя продолжает любить одного Григория.
Так вышло и в судьбе Матрены. Первая мировая война - это была такая война, откуда слишком многие действительно не возвращались, пропадая без вести.
Читать анализ стихотворения Блока о безнадежности призывников, уезжающих на фронт в Первую мировую.
Но вернулся жених Матрены Фаддей и жестко ее осудил за то, что перестала верить в его возвращение:
– Стал на пороге. Я как закричу! В колена б ему бросилась!.. Ну, говорит, если б то не брат мой родной – я бы вас порубал обоих!
Вот такие параллели с другими литературными женскими образами мне пришли в голову при чтении рассказа Солженицына "Матренин двор"(1963).