Найти в Дзене
Кино и книги

"Геологи против бандитов": 3 забытых советских приключенческих фильма

Оглавление

Советский кинематограф снимал немало остросюжетных картин про героев-геологов. Встречались среди них и боевики. Наверное, хотели еще больше романтизировать профессию, мол не только ископаемые ищут, но и от бандитов отмахиваются и, вообще, - дело для настоящих смелых людей.

Предлагаю посмотреть несколько картин на эту тему и вы увидите, что против советских геологов ни конкуренты-частники, ни немцы, ни басмачи не устоят.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо !
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо !

"Золотое озеро" 1935 г.

В алтайской тайге компания суровых мужиков-золотоискателей ищет драгоценный металл. По старинке, с лотком. Моют они моют, а ни крупинки не блестит. Тут прибегает представитель коренного населения Урнай, тоже их подельник, и показывает найденную в жилище шамана горсть золотых камешков. Мужики бегут разбираться с шаманом.

Кадр из фильма "Золотое озеро". Старатели.
Кадр из фильма "Золотое озеро". Старатели.

Тот, как и положено человеку общающемуся с духами, в созерцательной позе сидит у костра. Потом надевает головной убор с перьями и начинает танцы с бубном. Не знаю какое озарение посетило служителя культа во время ритуала, но прибежавшим он поставил условие: уничтожить геологоразведочную экспедицию, которая идет сюда, или золота им не видать. Старатели - прониклись.

Кадр из фильма "Золотое озеро". Шаман.
Кадр из фильма "Золотое озеро". Шаман.

Первыми шагами с их стороны явилось нападение на отставшего от цепочки геолога Абрамова и засылка Урная , в качестве носильщика, в среду конкурентов. На замену раненого высылают другого специалиста, Степанова, весьма симпатичного молодого человека. Он добирается до таежного поселка самолетом и берет проводника.

Кадр из фильма "Золотое озеро". Геолог Степанов (Иван Новосельцев).
Кадр из фильма "Золотое озеро". Геолог Степанов (Иван Новосельцев).

Проводника зовут Маринка: личико круглое, косы льняные до пояса. Фильм не цветной, но ясно, что слова Пушкина "глаза, как небо, голубые", можно отнести и к этой героине. Шикарная девушка, в фигуре которой приятные округлости сочетаются с крепостью и здоровьем.

Степанов и Маринка едут по тайге верхом, сплавляются по рекам, наконец, почти добравшись, сидят на краю утеса и поют дуэтом "Липу вековую". Собственно, геологу пора уже девушке что-нибудь нежное сказать, но тут на них, спящих на привале, наваливаются бандиты.

Кадр из фильма "Золотое озеро". Обстоятельства всегда мешают Степанову объясниться. Маринка (В. Толстова).
Кадр из фильма "Золотое озеро". Обстоятельства всегда мешают Степанову объясниться. Маринка (В. Толстова).

После рукопашной драки злодеи бросают геолога с утеса и уводят связанную Маринку в свой стан, но это, конечно, не конец героя: Степанов, подобно Шерлоку Холмсу, во время падения сумел зацепиться за дерево.

Картина - один из первых звуковых фильмов, поэтому музыки в ней больше чем разговоров. Я думала, что песню, в исполнении героев, озвучивали какие-нибудь оперные певцы. Оказывается, пели сами артисты: И. Новосельцев и В. Толстова. Браво! Браво! Браво!

Фильм, конечно, наивный, помимо героизма геологов, он демонстрирует успехи пожарной авиации, но очень милый. Много красивых видов нетронутой тайги и ее обитателей: медведей, лис, оленей, сов и даже фламинго.

Кадр из фильма "Золотое озеро". В фильме у этой лисы всегда обиженный и сердитый вид.
Кадр из фильма "Золотое озеро". В фильме у этой лисы всегда обиженный и сердитый вид.

Последние, казалось бы, - перебор, но, оказывается, эти южные птицы в Алтайский край изредка заглядывают. Медведицу с медвежатами, вообще, можно считать персонажами картины. Жаль, что не показали удалось ли им спастись от огня.

Кадр из фильма "Золотое озеро". Медведица.
Кадр из фильма "Золотое озеро". Медведица.

Самым впечатляющим антигероем фильма является Урнай в исполнении Андрея Файта. Актер здесь еще молод, но амплуа злодея уже читается на его лице. В этой картине оно еще приправлено национальным колоритом.

Кадр из фильма "Золотое озеро". Урнай (Андрей Файт).
Кадр из фильма "Золотое озеро". Урнай (Андрей Файт).

Режиссер фильма Владимир Шнейдеров снялся в маленькой роли начальника геологоразведочной экспедиции. В постановке чувствуется рука бывшего кинодокументалиста. Помимо увлекательного сюжета, это еще и картина об алтайском таежном крае. Съемки проводились на берегах Телецкого озера, близ поселка Артыбаш, у водопада Корбу.

"Золотая тропа" 1945 г., Тбилисская киностудия

И снова Алтай, 1918 г. По снежной целине мчится верхом подросток в красноармейской буденовке. За ним несется погоня. Один из всадников, в черных очках, наблюдает за ситуацией со стороны. Мальчишка останавливается, чтобы спрятать ценный пакет в пустую фляжку. Наблюдатель прицеливается и убивает его. Фляжка остается лежать рядом с телом.

Кадр из фильма "Золотая тропа". Ординарец Вася.
Кадр из фильма "Золотая тропа". Ординарец Вася.

Донесение найдут, но информация, содержащаяся в нем, будет востребована только через двадцать четыре года.

1943 год. Офицер госбезопасности приглашает для важного разговора своего племянника, геолога Перекрестова, и его учителя, грузинского профессора. Он знакомит их с бумагами, из-за которых тогда, в гражданскую, погиб юный ординарец командира партизанского отряда Егора Перекрестова.

Кадр из фильма "Золотая тропа". Новые искатели золотого месторождения.
Кадр из фильма "Золотая тропа". Новые искатели золотого месторождения.

Ценой больших трудов и жертв партизаны установили местонахождение тайного золотоносного прииска, с которого немецкие колонисты переправляли товар в Китай. Они пытались удержать его в своих руках, отправили вестового за помощью, но погибли все участники боя с обеих сторон, кроме одного.

Этот последний, ныне взятый в плен офицер вермахта, бежал из лагеря, но пробирался не на запад, а на Алтай, за всеми забытым золотом. Пойманный вторично, он соглашается провести на утерянный прииск экспедицию советских геологов, разумеется, вынашивая свои планы.

Большая часть картины - ретроспектива событий 1918 года, история героической гибели отряда Перекрестова. Сколько хитрых ловушек немцев преодолели партизаны, но , уничтожив противника, полегли и сами. Поставить окончательную точку в этой борьбе пришлось уже сыну героя.

Динамичный и интригующий боевик, действие которого разворачивается на Алтае, преимущественно во время гражданской войны. Очень живые персонажи и острые ситуации. Интересно показан быт местного населения - ойротов.

Опять у нас шаман на антисоветской стороне и Андрей Файт в роли главного злодея. Здесь он не спешит выйти на первый план. Зато играет на банджо и поет про любовь и лунную ночь.

Кадр из фильма "Золотая тропа". Фидженгорст-Шульце (Андрей Файт),
Кадр из фильма "Золотая тропа". Фидженгорст-Шульце (Андрей Файт),

Много разных вражеских козней, из которых партизаны выходят с достоинством и смекалкой. Наибольшее впечатление на меня произвела история с проходчиком Никодимовым, закопанным заживо, с головой , торчащей на поверхности.

Оказывается, Саид из "Белого солнца пустыни" не первый в кино попал в такую ситуацию. Правда, в отличие от него, проходчик не оказался таким благородным. Впечатляет также эпизод, где соратник Перекрестова, Епифанцев, в исполнении Бориса Андреева , разыгрывает бандитского атамана.

Кадр из фильма "Золотая тропа". Епифанцев, под видом вожака бандитов, устраивает проверку партизанам. Митрич бандитам не поддается.
Кадр из фильма "Золотая тропа". Епифанцев, под видом вожака бандитов, устраивает проверку партизанам. Митрич бандитам не поддается.

Много ярких персонажей: сам Перекрестов-отец (Владимир Чобур), Перекрестов-сын у того же актера вышел поплоше, дед-партизан Митрич (Леонид Алексеев), рыбак, который очень любил песни (Федор Ищенко), очень милый ординарец Вася, который, в шутку, кусался (Александр Чобур).

Виктор Кулаков (лицемер Никодимов) из эпизодического лица сделал очень запоминающегося персонажа. В том же плане неплох и Варлам Цуладзе (Каял).

В других ролях: Петр Соболевский (Фриц Эббинг), Котэ Даушвили (инженер Шетман), Димитрий Мжавия (профессор), Николай Горлов (гармонист Гужинский), Лейла Абашидзе (Юта), Петр Морской (сотрудник госбезопасности).

В общем фильм хорош, но качество пленки мешает полностью насладиться зрелищем.

Всадник с молнией в руке" 1975 г.

Тридцатые годы ХХ в. В горный поселок Кабардино-Балкарии прибывает геологоразведочная экспедиция. По дороге заболел малярией один из геологов, повредил ногу начальник Андрей Дмитриевич. Единственным действующим работником остается коллектор Наташа, студентка из Москвы.

Кадр из фильма "Всадник с молнией в руке". Наташа и ослики.
Кадр из фильма "Всадник с молнией в руке". Наташа и ослики.

Красивая и добрая девушка полна энергии и ответственности за порученное дело: поиск вольфрамо-молибденовой руды. Она требует помощи от местных властей, ходит по домам, уговаривая людей идти к ним в рабочие, рассказывает какая благоустроенная и интересная жизнь начнется, когда здесь найдут ценные ископаемые, построят дороги, шахту, заводы, город.

Кадр из фильма "Всадник с молнией в руке". Наташа (Татьяна Кулиш).
Кадр из фильма "Всадник с молнией в руке". Наташа (Татьяна Кулиш).

Наташа не знает обычаев горцев , часто попадает впросак, принимает белое за черное, но ее доброжелательность и открытость покоряет сердца. Особенно пострадало сердце кузнеца Эльберда, мастера-оружейника.

У Эльберда никого нет кроме младшего брата, семнадцатилетнего Андзора. Он - комсомолец, но местный жизненный уклад во многом держится на старых обычаях, а девушка, по которой тоскует душа, такая чужая, московская, образованная. Как предложить ей войти женой в саклю кузнеца?

Процессы, происходящие в стране, в горах текут медленно. Председатель Бейбулатов озабочен проведением коллективизации, поимкой банды Астемирова, хозяйничающей в горах, а тут еще - геологи.

В результате помощниками Наташи становятся братья Эльберд и Андзор, а работу повара, завхоза и проводника совмещает безработный из раскулаченных казаков Самсон Иванович, который очень раздражает классовое чутье начальника экспедиции.

Кадр из фильма "Всадник с молнией в руке".Начальник и завхоз оба друг друга раздражают.
Кадр из фильма "Всадник с молнией в руке".Начальник и завхоз оба друг друга раздражают.

Однажды, когда Наташа и Эльберд остаются ночью в горах, у их костра появляется Астемиров с сыновьями. Он бьет юношу плетью, а русскую девушку предупреждает, чтобы уезжала домой и больше здесь не показывалась. Конечно, Наташа не уедет: у нее важное правительственное задание, а бандиты ей - не указ.

Сюжет фильма основан на реальных фактах: открытии московской студенткой Верой Флеровой месторождения в Кабардино-Балкарии. Картина снята очень естественно, местами смешно, но больше лирично и трагично.

Героиня фильма Наташа сражается за новую жизнь, за то, чтобы ее страна цвела и богатела, все были равны и счастливы, могли учиться и интересно жить. Ее антагонист Астемиров - за законы гор, традиционные представления о чести мужчин и женщин, которые русские разрушают своим вторжением. Ему не нужны города, цивилизация, новые знания: все хорошее и плохое уже определено мудрыми предками.

Не сумев преодолеть противоречий старых и новых принципов погибает юный Андзор. Это самый напряженный и трагический эпизод картины. Вот где до конца чувствуется неразрешимость ситуации. Семнадцатилетний мальчик из честности не может преступить обычай и погибает ради защиты человека, которого сам считает врагом.

Кадр из фильма "Всадник с молнией в руке". Андзор защищает гостя. Таков закон гор.
Кадр из фильма "Всадник с молнией в руке". Андзор защищает гостя. Таков закон гор.

Однако, один из стариков во время похожей, но не столь острой, ситуации сказал, что всякий старый обычай был когда-то новым, а новый станет старым. Жизнь всегда создает новые обычаи, а старые умирают. Старик умел мыслить диалектически, подростку-максималисту это оказалось не по силам.

В фильме хорошо показана суровая природа гор, жизненный уклад местного населения, столкновение менталитетов разных народов и психологические трудности перехода от феодального мышления к социалистическому. Он затрагивает и такую сложную проблему как расказачивание, под которое попал один из героев, Самсон Иванович. В общем, до однозначного деления на правых и неправых здесь далеко.

Кадр из фильма "Всадник с молнией в руке". Старый казак Семен Иванович (Борис Кудрявцев).
Кадр из фильма "Всадник с молнией в руке". Старый казак Семен Иванович (Борис Кудрявцев).

Игра актеров выше всяких похвал: без каких-либо натяжек или штампованности. Всем веришь абсолютно, при том, что образы персонажей непростые.

Хочу отметить прекрасно выписанные отношения братьев. Как они любят друг друга, с каким уважением младший подчиняется старшему и как ревнует его к девушке, которая, по его ощущениям, разбила их связь: прежде он был самым близким человеком для Эльберда, а теперь появилась она. Все эти нюансы так естественно сыграны.

Кадр из фильма "Всадник с молнией в руке". Братья.
Кадр из фильма "Всадник с молнией в руке". Братья.

Удивительно, что картина малоизвестна: и уровень игры, и актуальная проблематика, и просто дань памяти Вере Флеровой, трагически погибшей во время выполнения задачи государственного значения, казалось бы, должны поддерживать интерес к этой киноработе.

В ролях: Татьяна Кулиш (Наташа), Расим Балаев (Эльберд), Суфьян Соблиров (Андзор), Виктор Авдюшко (Андрей Дмитриевич), Борис Кудрявцев (Самсон Иванович), Мухадин Секреков (председатель Бейбулатов), Бараси Мулаев (Астемиров).

Надеюсь, мне удалось вас заинтересовать и вы выберете для просмотра понравившийся фильм. В продолжение темы картин о борьбе с бандитами в первые годы Советской власти, предлагаю посмотреть предыдущую статью: "В таежном краю": 3 забытых советских фильма о борьбе с бандами Сибири в 20-е годы".

-20