Найти тему
Дмитрий Бархин

Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс

Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Главный фасад
Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Главный фасад

К работе над особняком в коттеджном поселке «Флоранс» нас пригласила компания «Рококо», изготавливающая изделия из бетона и фибробетона. К этом у времени по проекту югославских коллег был возведен первый этаж основного здания и выполнен нулевой цикл здания гаражей и охраны.

Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Главный фасад. Портик
Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Главный фасад. Портик

Перед нами была поставлена задача полностью переделать архитектурный облик фасада и координально уйти от безразличного и трафаретного решения композиции фасадов, в котором был выполнен уже возводимый объект. При этом было необходимо соблюсти условие сохранения уже существующей "перфорации": пропорций дверных и оконных проемов, ж/б колонн портика и пр.

Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Четырехколонный портик
Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Четырехколонный портик

В проекте югославских архитекторов были только обозначены архитектурные детали фасадов. В нашу задачу входила разработка Рабочей Документации архитектурных деталей фасадов. Но, прежде, чем начать чертить детали их необходимо придумать (!) ,но, главное, надо было понять, как к существующим ж/б колоннам портика привязать классический венчающий карниз (полный антаблемент). Для этого я на распечатанный главный фасад наложил кальку и увидел, что стену второго этажа надо докладывать, как минимум метра на 1,5. По высоте колонны довольно легко определить высоту антаблемента (всех составляющих антаблемента – архитравной балки, фриза и венчающего карниза). Как только я посчитал довольно простую пропорцию и ее изобразил в карандаше на кальке, я тут же позвонил по телефону заказчице, Ирине, – хозяйке этого дома, которая оказалась интересной, молодой и умной  женщиной, с которой разговор занял не больше 10 минут. Я сказал ей о том, что необходимо доложить стены по периметру, иначе венчающий карниз лежит на окнах второго этажа. Её ответ прозвучал как гимн разуму и единственно правильному отношению заказчика к архитектору: «Делайте, как считаете нужным!», – вот истинное отношение к работе архитектора. При этом, мы даже не были знакомы и представлены друг другу. После этого началась очень быстрая наша работа, поскольку мои друзья из «Рококо» стояли и ждали первых чертежей.

Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Портик
Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Портик

Первые чертежи всегда изготавливаются для венчающего карниза, поскольку его лепка – это трудоёмкая работа скульпторов и лепщиков. Исключая время на чертежи (всё зависит от выдумки и сложности его рисунка!), работа по изготовлению модели классического карниза и его эталонного образца занимает не меньше 2-х месяцев в зависимости от размеров и сложности лепной работы. Помимо этого, изготовление и монтаж венчающего карниза, объём которого всегда составляет значительную часть сметы, позволяет изготовителям изделий начинать закрывать актами договоры и получать следующие платежи.

Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс.  Капитель
Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Капитель

Следующим этапом становится изготовление модели капители. Размер капители рассчитывается к высоте колонны. В случае с портиком в поселке Флоранс высота колонны поучилась 9,2 метра, соответственно, высота капители составила 1,05 м. Все части композитной (как и другой сложной) капители: основа капители – колокол, акантовые листья, ионический эхин, волюты, стручки и цветки, абака – лепятся и отливаются в гипсе отдельно, затем по этим моделям изготавливаются детали из фибробетона, стеклопластика или реставрационного гипса. Эти все элементы на строительной площадке монтируются к колоколу с помощью закладных.

Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Решение второго этажа
Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Решение второго этажа

Так по мере выполнения нами чертежей для изготовления моделей и деталей, наша работа продвигается к завершению. Для работы над Рабочей Документацией данного объекта нам пришлось увеличить численность исполнителей чертежей до 7 человек. Чертежная работа длилась около одного года. Мы никогда не задерживаем производителей деталей, стараемся выпускать чертежи в сроки, оговоренные с производителями. Помимо этого мне приходилось ездить на производство, наблюдать за работой скульпторов, давать советы изготовителям, обсуждать с моим другом Вячеславом Котовым те или иные пластические решения и приёмы изготовления деталей. Поскольку я учился архитектурной пластике у архитекторов-реставраторов, то я знал сложности в изготовлении многих архитектурных деталей с необходимым поднутрением и прочими хитростями. Кроме этого, уже после начала монтажа деталей на фасады, мне приходилось ездить и на авторский надзор для решения иногда весьма непростых нестыковок и узлов, выявляющихся только во время монтажных работ, поскольку, как правило, нам не предоставляет заказчик электронный обмер здания. Какие-то изменения пришлось вносить в монтаж деталей в натуре.

Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс.  Детали
Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Детали

Чрезвычайно интересно было работать с заказчицей Ириной, поскольку она принимала все мои чертежи и после ее подписи чертежи передавались в производство. В творческом отношении в решении фасадов особняка был осуществлен ряд интересных сюжетов. Так, было приятно после почти столетнего перерыва выполнить трактованные для данного объекта наличники окон палаццо Пандольфини Рафаэля, в качестве образца венчающего карниза служил несколько уменьшенный в масштабе антаблемент Пантеона в Риме.

В портике были осуществлены трактованные с фотографий наличники пизанского и флорентийского палаццо, а также выполненные в стиле Ар-Деко подоконные балясины. Окна сбоку от портала выхода на балкон решены несколько скромнее, но обрели в добавок еще и лучковые фронтоны.

Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Наличники второго этажа
Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Наличники второго этажа

Очень интересны и сложны в композиционном отношении наличники в портике второго этажа. там сложная накладка наличника на контрналичник, выполненный в виде плоской ионической пилястры соединяются с муфтами из бриллиантовых рустов и изогнутых камней, также как и замковые камни, которые перекрывают собой сложный и мелко членённый карниз наличника.

Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Наличники первого этажа
Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Наличники первого этажа

На оконных наличниках первого этажа с двух сторон от входного портала ионический наличник с контрналичником сверху накрыт изогнутыми маньеристскими замками.

Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Плафон первого этажа
Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Плафон первого этажа

Обращает на себя внимание сложность композиции решения плафона как первого, так и второго этажа. На первом этаже плафон выполнен в виде большого сложно профилированного эллипса со жгутом в середине в виде лаврового венка, который вплетается в плоскость профиля балки. Очень внимательно вылеплен лавр в живой, а не жесткой манере. Рама, обрамляющая плафон первого этажа соединяется с эллипсом посредством коротких перемычек. Всё это решение восходит к ренессансным решениям плафонов итальянских палаццо.

Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Плафон второго этажа
Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Плафон второго этажа

Плафон второго этажа может удивить любого любителя классической архитектуры поразительной глубиной кессона в 1,5 метра, который удалось осуществить Сложно нарисованный профиль кессона позволяет разместить внутри него розетку. Множество знаменитых декоративных элементов было использовано в этом особняке. Так, архитравная балка портика снизу отделана выдающимся орнаментом с римской церкви Санта Мария ин Трастевере – античной цветочной гирляндой.

Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Замковый камень
Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Замковый камень

В отделке балконов был использован мотив двойной спирали с шариком в середине, в трактовке замкового камня была использована тема античного кронштейна с акантовым листом поверх его чешуйчатой поверхности. Следует обратить внимание и на роскошный входной портал, нарисованный по мотивам портала палаццо Нон Финито во Флоренции.

Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. База колонны
Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. База колонны

Наконец, очень интересно складывалась тема решения третьего этажа садового фасада особняка.

Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Садовый фасад
Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Садовый фасад

Нужно было перейти от двухскатной кровли, идущей от фронтона главного фасада к садовому фасаду, во-первых, более мелкому, нежели крупно решенный 4-хколонный портик главного фасада, а, во-вторых, нужна была его оригинальная трактовка. И тут возник образ храма вдалеке на горе. Этот образ храма на горе возник из-за того, что садовый фасад в реальности из двухэтажного превратился в четырехэтажный, куда добавился полностью раскрытый в сад цокольный этаж, а во-вторых, возник дополнительно еще и образ фасадов церквей в Венеции архитектора А.Палладио, который и сам был под впечатление двойного фронтона Пантеона в Риме.

Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Садовый фасад
Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Садовый фасад

Тут и возник легкий двухколонный портик, стоящий на фоне широкого фронтона сзади. Можно еще рассказать о теме дорических утрированно низких с иониками на эхине древнегреческих колонн выхода из цоколя в сад, трактованных как колонны грота или нимфея.

Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Здание охраны
Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Здание охраны

Очень интересно было работать над деталями здания охраны и гаражей. Стоящая на углу участка круглая башня должна была по моему представлению сделаться символом охранной башни загородного замка с машикулями и зубцами в несколько преувеличенной и ироничной манере нарисованными деталями. Отсюда появились кронштейны из романской архитектуры, зубцы и декоративные наконечники пик, ощетинившиеся в разные стороны, имитирующие возможности реальной защиты от нападения псов-рыцарей. Зубцы в полном объеме были нарисованы и выполнены, но не поставлены на кровлю башни, медное окрытие которой опередило их изготовление. Таким образом изображение зубцов осталось только в визуализации.

Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Балкон второго этажа
Особняк в подмосковном коттеджном поселке Флоранс. Балкон второго этажа

Этот особняк до сих пор по прошествии более 10 лет после его осуществления остается одним из самых сложно и качественно нарисованных архитекторами и выполненных в натуре объектов Подмосковья.