Найти тему
Немногое о многом

Исторический роман "Ацтек" Гэри Дженнингс

Любой исторический роман в известной степени уже притягателен. В особенности тем, что дает путёвку в прошлое.

Гэри Дженнингса можно похвалить за то, что ему удалось не просто протоптать дорогу в 15 век, но добраться заодно до доколумбовой Америки. На данный момент написано очень мало хороших художественных книг об этом историческом периоде. В большей степени это обусловлено недостатком информации — научное сообщество мало что знает об истории индейцев до 15 века. Но это не остановило писателя.

Что же о самой книге? Говоря простым языком — она хороша, хотя до шедевра все-таки не дотягивает. И с этим по порядку…

Сюжет ее достаточно динамичен, хотя временами заметны некоторые “просадки”, оправданные решением автора отвлечься и поведать нам поподробней о древней и таинственной культуре индейцев. Такие отступления встречаются довольно часто, но я не думаю, что это можно назвать недостатком. Такова уж специфика романа. Чтобы понять происходящее в книге включая характеры, мотивации и поступки героев, мы должны кое-что знать об условиях их жизни, о традициях, культуре и верованиях их общества — все это раскрывается автором в приемлемом объеме. Главная проблема сюжета, вытекает как мне кажется из недостатка информации. Автор не мог знать, чем древние ацтеки на самом деле занимались, о чем думали, во что верили, и потому позволил работать фантазии, изменив вопрос на “чем они теоретически могли заниматься?”.

Некоторые ругают роман за то, что главный герой совмещает в себе калейдоскоп ролей, что он и писец, и купец, и воин, и путешественник, короче все сразу. Да может они и правы, может автор и переборщил, но прием этот отнюдь не бесполезен. Грешно ли использовать главное преимущество исторического романа, а именно, его историчность? Примеряя на герое все социальные роли, автор тем самым показывает целую панораму культурно-исторического быта древней индейской культуры. Если бы он остался в железных рамках реализма, то скорее всего мальчик из бедной семьи сельского каменщика, так и остался таковым и умер бы лет в двадцать от укуса змеи, болезней или попросту свалившись в тот же карьер. Он едва ли хоть раз в жизни покинул бы пределы родного селения, и едва ли нам с вами было бы интересно за ним наблюдать.

Что касается героев, диалогов…

Проработанность тех и других не вызывает особых претензий. Героев можно назвать живыми. Проблема в том, что все они как-то быстро уходят со сцены. Единственной статичной фигурой здесь является главный персонаж и мне бы лично хотелось дольше понаблюдать за остальными.

Хотелось бы также поподробней понаблюдать за периодом обучения главного героя, так как в книге все представлено мельком, не вдаваясь в детали.

В целом для книги характерна очень быстрая смена декораций и порой хочется, чтобы автор остановился на каком-то конкретном моменте и раскрыл его поподробней, но подозреваю, что все это моя вкусовщина. Тем, кто больше склоняется к ускоренному повествованию книга явно придется по вкусу.

Есть также один щекотливый момент, касающийся откровенных сцен. Дженнингс часто пользуется темой любви в своей книге, сам же он любит описывать плотские утехи в любых мыслимых и немыслимых формах. В книге у него представлены чуть ли все виды сексуальных связей и уж точно половина поз из камасутры. Тут автор явно переборщил, хотя причина использования этих фишек мне понятна. Я и здесь ставлю в вину недостаток информации. Трудно найти серьезную проблематику свойственную такой экзотической культуре как индейская. Поэтому автор все больше склоняется к общечеловеческим проблемам и недостаткам, и частенько подстегивает читательское внимание используя сексуальные сцены. Хотя я не отвергаю вероятности того, что автор просто любит добавлять «порнушку» в свои книги, но говорить об этом уверенно можно только после прочтения остальных его произведений (Дженнингс также писал книги для детей), чем я похвастаться не могу.

В целом, советую ознакомиться с книгой, в особенности тем, кто любит исторические романы.