Первыми в мире Соединённые Штаты использовали беспилотный летательный аппарат «MQ-9» (БПЛА), посредством которого запустили первую ракету «Hellfire». Случилось сие событие в 2001 году, открыв тем самым новый путь применения смертоносной силы дистанционно. Таким образом, БПЛА – беспилотные летательные аппараты, чаще именуемые просто «дроны», значительно изменили способ ведения войн. Правда, технология дистанционного управления существовала и до 2001 года. Но в основном использовалась для стрельбы по мишеням и сбора разведданных.
Способность беспилотника исследовать территорию в течение длительного периода времени в сочетании с ударной мощью, предоставила современным вооружённым силам уникальный набор инструментов и возможностей. Как только эту дополнительную ценность узрели военные структуры планеты Земля, дроны разных форм и размеров приобрели статус обязательных технологий. Таковые теперь активно применяются в ходе военных операций по всему миру.
Здесь боевые системы БПЛА предоставляют вооружённым силам значительные преимущества благодаря способностям:
- повышать ситуационную осведомлённость,
- собирать данные,
- осуществлять указание целей,
- наносить удары.
Однако совсем скоро дрон как таковой приобрёл клеймо смертоносного инструмента, особенно применительно к операциям Центрального разведывательного управления США (ЦРУ). Конечно, американцы использовали дроны для выслеживания и уничтожения террористов на территориях за пределами официальных театров военных действий США. Например:
- Пакистан,
- Сомали,
- Йемен.
Вместе с тем, большое количество обычных гражданских персон были убиты в результате ударов дронами ЦРУ. Многие граждане получили серьёзные ранения и увечья. Всё это вызвало в мире возмущение, начались бурные дебаты относительно законности и эффективности смертоносных ударов, наносимых беспилотными летательными аппаратами.
О мировом рынке производства дронов
Мировой рынок производства дронов логично условно разделить на производителей коммерческих и военных машин. Коммерсантами разрабатываются и производятся беспилотники, в первую очередь, предназначенные под коммерческие цели. Крупнейшие из таких производителей находятся в Китае, Франции, Израиле и США. Вместе с тем, государственные оборонные организации нередко предоставляют коммерческим производителям оплачиваемый заказ для исследований и разработок. Таким образом, коммерсантами фактически производятся воздушные машины и под военное применение.
Производители дронов стремятся извлечь выгоду из огромного по объёму и стоимости военного рынка беспилотных аппаратов. С каждым годом увеличивается число коммерческих производителей, полностью или в качестве первоочередной задачи разрабатывающих технологии для оборонного рынка. По данным специалистов «UAV Global», на момент 2018 года насчитывалось более 450 известных производителей, 300 из которых работали именно над военными беспилотными аппаратами.
Несмотря на очевидную ориентацию, рынок гражданских беспилотных летательных аппаратов остаётся финансово значимым объектом. Сегодня глобальные продажи коммерческих дронов перешагнули рубеж $5 млрд., что и прогнозировалось к началу 2022 года. По всей видимости, здесь США остаются лидирующей страной. Как ожидается, к началу 2025 года в небе будут летать 1,4 миллиона американских коммерческих дронов.
Китайские фирмы, однако, также занимают видное место в сегменте беспилотных аппаратов гражданского назначения. Беспилотники коммерческого сектора производства ЕС, в том числе предназначенные для сельскохозяйственного сектора, также демонстрируют рост. Европа, правда, несколько ограничивает развитие жёсткой законодательной базой, но специалисты уверены – этого недостаточно, чтобы предотвратить значительный рост в ближайшем будущем.
Интерес глобального уровня и сетецентрические системы
Рынок военных беспилотных летательных аппаратов переживает неограниченный рост. Это вызвано, с одной стороны, значительным интересом со стороны вооружённых сил США за последние два десятилетия. Повышенный интерес здесь вызвали конфликты в Ираке и Афганистане. Но теперь интерес сосредоточен уже на глобальном уровне, а также подкрепляется общей тенденцией к информационным войнам и сетецентрическим системам.
Сетецентрическая война влечёт за собой подход, в большей степени ориентированный на данные. В этом случае вооружённые или ударные дроны являются частью более широкой электронной сети военных систем, способных обрабатывать большие объёмы данных. Затем эти данные используются для анализа и принятия решений.
На текущий год Министерство обороны США планирует освоить около $10 млрд. на беспилотные системы и связанные технологии. Намечается закупка тысяч новых воздушных, наземных, морских беспилотных аппаратов. Налицо значительное увеличение расходов американского бюджета на дроны по сравнению с бюджетами прошлых лет. Согласно отчёту аналитиков оборонного рынка «Teal Group», продажи военных беспилотников будут следовать последним моделям закупок высокотехнологичного оружия во всём мире. При этом лидером рынка останутся США, за которыми последуют Азиатско-Тихоокеанский регион и Европа.
Прогнозы наращивания флота США показывают устойчивый рост примерно на четыре процента в год. Наращивание включает весь парк дронов военно-морских, наземных, воздушных областей. Если эти прогнозы подтвердятся, к 2035 году беспилотные аппараты составят примерно половину всех военных самолётов США. Кроме того, в попытке закрепиться на рынке вооружённых беспилотников, Америка недавно ослабили правила экспорта беспилотных аппаратов, упростив американским компаниям прямую продажу вооружённых систем более широкому кругу желающих покупателей.
Прогнозируется также, что европейский парк военных беспилотников будет расти примерно на четыре процента в год. Соответственно, к 2050 году этот рынок составит более трети европейских военных самолётов, а общий парк будет насчитывать 3000 беспилотных летательных аппаратов. Крупнейший экспортёр военных БПЛА является Израиль, реализующий технологии получателям:
- Китая,
- Индии,
- Великобритании,
- другим странам.
На втором месте США, но Китай быстро догоняет лидеров рынка, так как имеет большой опыт экспорта оборонных технологий. Скорее всего, именно Китай в будущем следует рассматривать влиятельным игроком на мировом рынке разработок беспилотных летательных аппаратов. Готовность китайцев продавать технологии с меньшими ограничениями и по более низкой цене обещает в значительной степени способствовать тенденции увеличения глобального распространения и применения военных БПЛА небольшими странами и менее сильными вооружёнными силами.
Китайская репутация ценность качества и технологий
Американцы, однако, считают - Китаю ещё предстоит завоевать репутацию и доказать ценность в качестве соответствующего поставщика беспилотных технологий. Вполне возможно, что более низкая цена на китайские системы может быть воспринята как компромисс для качества и надёжности. На сегодняшний день нет ведущих вооружённых сил в мире, которые воспользовалось китайскими технологиями БПЛА. Так что, ни США, ни Израиль не испытывают никакого влияния на бизнес со стороны нового участника рынка. Но время, как известно, лечит.
По оценкам специалистов, больше 70 стран в настоящее время применяют БПЛА исключительно для целей:
- разведки,
- наблюдения,
- рекогносцировки.
Ещё десяток стран имеют компании или вооружённые силы, которыми приобретены, продемонстрированы, разработаны или проведены испытательные полёты вооружённых систем БПЛА. Это число неуклонно растёт. Недавно американцы предоставили Италии разрешение на вооружение итальянского флота беспилотными аппаратами «MQ-9 Reaper». В свою очередь военные Марокко закупили у французов три израильских беспилотника «Heron/Harfang». Китайские беспилотники «Wing Loong II», как сообщалось, проданы:
- Объединённым Арабским Эмиратам,
- Саудовской Аравии,
- Египту,
- Казахстану,
- Мьянме,
- Пакистану.
Все проданные аппараты предусматривают возможности вооружения.
Если смотреть на Европу, Германия недавно подписала договор об аренде израильской системы беспилотных летательных аппаратов «Heron TP». Бельгия и Нидерланды находятся в процессе приобретения американских систем «MQ-9 Reaper». Россия тоже успешно осваивает боевой беспилотный аппарат, вооружённый специальным образом.
По данным «New America Foundation», девять стран неоднократно использовали боевые дроны в условиях боевых действий:
- Азербайджан,
- Иран,
- Ирак,
- Израиль,
- Нигерия,
- Пакистан,
- Турция,
- Великобритания,
- США.
Кроме того, существуют неподтверждённые данные относительно применения ОАЭ вооружённых систем БПЛА «Wing Loong» в Ливии и Йемене. Кроме того, по крайней мере, 26 стран, включая Северную Корею и Саудовскую Аравию, участвуют в разработке или производстве собственных боевых БПЛА.
Производитель и продавец контрабанда и терроризм
Что примечательно, не все крупные обладатели беспилотных технологий также являются производителями. Так, Великобритания, выступающая крупнейшим импортёром беспилотных систем, является приобретателем дронов в Израиле и США. Американцы разрешили продажу собственных вооружённых систем «MQ1 Predator» и «MQ9 Reaper» в другие страны, начиная с 2015 года. Правда, только Франции, Италии и Великобритании в настоящее время разрешено вооружать флотилии американскими системами БПЛА «MQ9 Reaper» для боевых действий.
Вооружённые негосударственные субъекты имеют лишь ограниченные возможности для приобретения беспилотных летательных аппаратов военного класса у крупных производителей. Поэтому зачастую модифицируют беспилотные аппараты, произведённые коммерческими производителями, часто применяя творческий подход к созданию самодельных систем из любых материалов и деталей, приобретаемых на чёрном рынке.
Например, в кустарных мастерских незаконных вооружённых формирований обнаруживались фюзеляжи и крылья, сделанные из пенопласта, самодельные камеры и гироскопы. Коммерческие БПЛА применяют для перевозки контрабанды и нелегальных товаров. В зонах конфликтов такие системы относительно легко вооружают простыми взрывными устройствами. Даже самые простые системы БПЛА, оборудованные небольшим двигателем, крыльями из фанеры, оснащённые взрывными устройствами, представляют опасность.