Найти тему
NaVzlet

Аэропорт Храброво. (Калиниград)

Калининградский аэропорт был образован в 1945 году в Кенигсберге на базе одного из старейших аэродромов Европы Девау, с которым связана история возникновения гражданской авиации в России. В 1922 году отсюда, еще до создания отечественной гражданской авиации, стартовала первая в России регулярная международная авиалиния Кёнигсберг-Москва, которую эксплуатировало совместное Русско-германское общество «Дерулюфт».

Датой образования аэропорта является 8 октября 1945 года – в этот день начальник Главного управления ГВФ (Гражданского воздушного флота при СНК СССР) маршал авиации подписал приказ № 000 «Об образовании аэропорта ГВФ в Кёнигсберге».

В огневом вихре войны аэродром понёс большие потери, было повреждены здания, серьезно нарушено покрытие и дренажная система аэродрома. Работа в аэропорту началась с организационных вопросов, приведения в порядок лётного поля и расчистки территории от завалов. Уже в середине октября 1945 года на лётное поле аэродрома приземлился первый пассажирский самолет, возобновив прерванную войной авиалинию Москва – Кёнигсберг – Берлин. Одним из известных пассажиров тех лет был советский писатель Борис Полевой, который возвращался с Нюренбергского процесса и останавливался в гостинице аэропорта – единственной гостинице в городе в то время.

В июле 1946 года город Кёнигсберг был переименован в Калининград. С этого времени аэропорт стал называться Калининградским.

1946-1947 годы – наиболее плодотворный этап работы аэропорта в первые послевоенные годы. За это время аэропорт превратился в один из лучших в своем классе. Кроме Москвы и Берлина, самолеты из Калининградского аэропорта отправлялись в Минск и Ригу.

В 1948 году началось уменьшение объемов работ, что повлекло сокращение штата аэропорта и увольнение работников, которые продолжались до середины 1950-го года, вплоть до закрытия линии Москва – Калининград – Берлин.

С конца 1950 года после пяти лет работы в качестве международного аэропорта, наступило долгое затишье. После прекращения полетов в Берлин аэропорт утратил свое значение транспортного узла, воздушное сообщение с Москвой прервалось. Практически предстояло заново организовывать работу некоторых служб и укреплять кадровый состав.

В марте 1951 года состоялось открытие первой внутренней регулярной ежедневной почтово-пассажирской авиалинии Калининград-Минск-Москва, на которой эксплуатировались самолеты Ли-2, а позже Ил-14. Летом 1951 года начались и регулярные полеты по области на собственном парке самолетов По-2 Первым был открыт почтовый рейс по маршруту: Калининград-Советск-Большаково-Полесск-Калининград. В том же году появились посадочные площадки в Краснознаменске и Озерске. С первых же дней предстояла напряженная работа по обеспечению плана перевозок. В то время воздушный транспорт еще не пользовался большой популярностью у населения, да и стоимость билетов была достаточно высокой.

Объединение в единое авиапредприятие

К 1960-му году после долгого затишья Калининградский аэропорт начал выходить из дремотного состояния. 1 июля 1961 года на базе 23-го Калининградского отдельного авиационного звена и аэропорта 5-го класса города Калининграда была образована 64-я отдельная объединенная авиационная эскадрилья БТУ ГВФ. С этого времени аэропорт и эскадрилья являются единым авиапредприятием. Для калининградских авиаторов это был взлёт после долгого застоя. Начался качественно новый этап в развитии предприятия.

В это время собственный парк состоял из 5-ти самолетов Як-12, двух вертолётов Ка-15 и двух вертолётов Ми-1. Осенью 1961 года получен первый пассажирский самолет Ан-2 с бортовым номером СССР-79833 – это дало возможность начать пассажирские перевозки на собственном парке по маршруту Калининград-Клайпеда, Калининград-Советск, Калининград-Краснознаменск, Калининград-Озерск. Газета «Озерский колхозник» в 1961 году сообщала, что открылось ежедневное (кроме воскресенья) воздушное сообщение по маршруту Калининград-Озерск на самолете Ан-2, продолжительность полета составляла 35 минут, стоимость авиабилета – 3 рубля. Летом 1962 года на самолете Ан-2 выполнялись пассажирские полеты и в курортный Светлогорск. Посадочная площадка располагалась на ровной поляне при въезде в город, с правой стороны шоссе, где еще долгое время стояла круглая бетонная будка, в которой находилась авиакасса. Сейчас на этом месте расположена автозаправочная станция.

В 60-70 годах кроме транспортных перевозок, калининградское авиапредприятие выполняло работы в сельском хозяйстве, принимало участие в экспедициях китобойной флотилии и других судов промыслового флота.

Эксплуатация реактивной техники – главный фактор увеличения объема перевозок

Начало 1960-х годов в Аэрофлоте – это повсеместное распространение реактивной техники, пришедшей на смену самолетам с поршневыми двигателями. Осенью 1961 года первые турбовинтовые самолеты Ан-10 начали поступать в Минский авиаотряд, и было решено использовать их на линии Калининград-Минск-Москва взамен менее производительных Ил-14. Аэродром Девау для приёма реактивных самолетов оказался непригодным, поэтому понадобилось подобрать летное поле с бетонным покрытием. Первоначально выбор пал на аэродром в Чкаловске, но из-за разногласий с военными этот вариант отпал.

Окончательно было решено использовать совместно с военными аэродром Храброво. В прошлом это немецкий аэродром Повунден, который был построен в середине 1930-х годов к югу от одноименного поселка. Аэродром располагал грунтовым летным полем, ангарами, централизованной системой заправки самолетов топливом, складом боеприпасов. Предангарные площадки, рулежные дорожки, аэродромная дорога имели бетонное покрытие. После захвата в 1945 году, аэродром Повунден начал использоваться советскими ВВС. В начале 1950-х годов для нужд реактивной авиации на лётном поле была сооружена бетонная ВПП длиной 2000 метров, рулёжные дорожки. При строительстве бетонной ВПП и РД производилась их увязка с имеющимися старыми покрытиями, поэтому немецкие бетонные РД органически вписались в общую схему аэродрома и после реконструкции продолжали эксплуатироваться в советское время по прямому назначению.

20 марта 1962 года в аэропорту Храброво приземлился первый самолет Ан-10, открывший линию Калининград-Минск-Москва. Самолет Ан-10 с газотурбинными двигателями мог перевозить до 100 пассажиров и 3500 кг груза со скоростью 600 км/час.

С введение второго аэродрома Калининград начал принимать современные пассажирские самолеты из разных городов страны. В августе 1963 года открылась авиалиния Ленинград-Калининград, в апреле 1964 года открыто воздушное сообщение с Минеральными водами, в 1967 году было установлено воздушное сообщение с Одессой.

В 1973 году началось строительство нового комплекса аэропорта Храброво. В рамках строительства в течение 1974-1976 годов в Храброво был произведен существенный ремонт летного поля и удлинение ВПП. В итоге длина ВПП была увеличена до 2500 метров.

Калининградское авиапредприятие – региональный авиаперевозчик

Несмотря на то, что пассажирские перевозки начали выполняться еще с 1961 года на самолетах Ан-2, только с получением многоместных пассажирских авиалайнеров Калининградское авиапредприятие стало реальным авиаперевозчиком в регионе. 30 декабря 1976 года является знаменательной датой – в аэропорту Храброво приземлился первый самолет Ту-134А СССР-65019, который прибыл на постоянное место базирования. Это позволило Калининградскому авиапредприятию уже 1 января 1977 года совершить свой первый рейс 2062 Калининград-Москва.

В мае 1977 года выполнен последний пассажирский рейс с Девау, это был рейс в Клайпеду на самолете Ан-2.

В 1977-1978 годах аэропорт пополнился пятью новыми самолетами Ту-134А, что позволило расширить сеть авиалинии на базе собственного парка. Были открыты новые направления Калининград-Горький-Свердловск, Калининград-Киев, а также авиалинии на Минеральные Воды, Сочи, Ташкент.

17 июля 1979 года состоялось торжественное открытие первой очереди нового комплекса аэропорта Калининград. С этого времени пассажирские перевозки начали осуществляться с нового перрона. Город получил современное здание пассажирского аэровокзала, который успешно справился с пиком воздушных перевозок в 80-е годы.

Долгое время Калининградское авиапредприятие входило в состав Белорусского управления гражданской авиации (БУГА), что наложило определенный отпечаток на его развитие. В 1989 году было принято решение о переподчинении Калининградского авиапредприятия с 1 января 1990 года Внуковскому производственному объединению на правах самостоятельного предприятия. Такое решение себя полностью оправдало и позволило предприятию накануне политических преобразований и экономического спада создать определенный запас прочности.

Выход на международные авиалинии

Реформы, проводимые в последние месяцы существования СССР, значительно расширяли полномочия предприятий. Была отменена и монополия ЦУ МВС (Шереметьево) на осуществление международных полетов, что позволило авиапредприятиям самостоятельно выходить на международные авиалинии.

В марте 1989 года аэропорт получил статус международного для выполнения чартерных перевозок.

Дата 16 апреля 1992 года вошла в историю авиапредприятия как начало международных полетов. В этот день выполнен первый чартерный рейс SU-4255 Калининград-Гамбург на самолете Ту-134А СССР-65054. Этим рейсом было положено начало большой чартерной программе, которая предусматривала полеты в Ганновер, Мюнхен, Дюссельдорф. Спустя сорок два года возобновились полеты в Берлин.

В 1992 году Калининградскому аэропорту присвоен статус международного без ограничения для рейсовых полетов.