Найти тему

Христианские драгоценности и религиозный взгляд на камень.

Оглавление

Одним из заметных и необычных источников знаний о значении самоцветов является Библия. Камни, упоминающиеся в священных текстах христиан и по сей день почитаемы верующими. Чаще всего они являлись символами разных духовных качеств.

Камню приписывалось значение в связи с его цветом, а не редкостью или дороговизной, по цвету же определялось и его название, поэтому сейчас точно установить самоцвет по названию довольно сложно, так как одно имя могло принадлежать разным минералам, и один и тот же минерал разного цвета мог иметь различные названия.

Богослужебные реликвии должны отражать и показывать миру невидимую красоту самой веры и Бога
Богослужебные реликвии должны отражать и показывать миру невидимую красоту самой веры и Бога

Отношение церкви к камню

При обработке камней для ювелирных изделий и богослужебных предметов основным подходом мастеров было максимальное сохранение природной формы, обработка была призвана выявить внутренний цвет и свет камня, оставляя его неповторимым произведением Бога.

Таковым был общий принцип церкви – каждый христианин сохраняет себя как личность, а вера в Господа выявляет его скрытый и прекрасный внутренний свет. 

В конце 17 века на Церковь все больше имеет влияние светская эстетика, а вместе с ней и новый взгляд на драгоценные камни – их подвергают различной огранке, призванной сделать камень максимально эффектным внешне.

Драгоценности как бы лишаются духовности и становятся лишь предметом роскоши, внешним аксессуаром. 

12 священных камней

Прямое указание на использование в церковном ювелирном искусстве определённых драгоценных камней есть в книге Исход (39. 8-30), там описаны 12 камней с вырезанными как на печати именами израильских родов, которыми украшен судный наперсник (камни были расположены в четыре ряда по три камня в каждом). 

Агат - занимал второе место в третьем ряду. 

Алмаз - третье место во втором ряду. 

Аметист – находился на третьем месте в третьем ряду, люди верили, что камень оберегает своего владельца от пьянства. 

Изумруд – был на третьем месте в первом ряду. Название „изумруд“ употреблено только в книгах, переведенных с еврейского, в книгах, переведенных с греческого - смарагд. 

Карбункул - занимал первое место во втором ряду. 

Оникс – находился на втором месте в четвертом ряду. Моисей повелел принимать оникс для священных одежд первосвященника. 

Рубин - занимал первое место в первом ряду. 

Сапфир – второе место во втором ряду драгоценных камней. 

Топаз – занимает второе место первого ряда (скорее всего упоминался топаз жёлтого цвета). 

Хризолит – первое место четвертого ряда. 

Яспис – яшма, находится на третьем месте четвертого ряда. 

Яхонт – является обобщенным названием некоторых из корундовой группы, которые признаются отдельными и имеют свои названия – первое место третьего ряда. 

Мастера часто украшали самоцветами оклады икон, почитаемые церковные реликвии и Евангелия. Эти камни воспринимались религиозным сознанием как проводники Божественной энергии и даже в светских украшениях символизировали духовные качества Бога.