Классическое искусство статично. Но разве взмах крыла, гимнастический шаг, опасный прыжок — не искусство? Так подумали футуристы столетие назад, и утвердили: не обойтись без движения!
Откуда берет начало кинетическое искусство?
Мир вокруг стремительно менялся: промышленная революция захватывала умы и влияла на художественную мысль — динамика становилась всё резче, всё значимее. Авангардисты были убеждены: вот-вот, и человек победит гравитацию, и окончательно устремится ввысь.
Из необузданной веры в технический прогресс зародилось и кинетическое искусство — художественное течение, построенное на динамике объектов. Слово «кинетизм» происходит от греческого слова «kinetikos», обозначающего «относящийся к движению».
Представители кинетического искусства
Первопроходцем на этом поприще принято считать Марселя Дюшана с его экспериментами. «Велосипедное колесо» было сконструировано художником из колеса и табуретки. Произведение стало символом абсурдного совмещения объектов во имя формирования нового языка искусства, создавшего, помимо движения, абсолютный фурор в художественной среде.
Именно с момента создания Дюшаном «Велосипедного колеса» многие исследователи отсчитывают начало принципиально нового витка в искусстве — периода, когда художественной ценностью можно наделить практически что угодно. Таким образом, авангард открыл новую страницу в истории, стерев рамки, обусловленные классическими догмами. Можете себе представить, сколько работ в рамках кинетизма родилось с 1913 года?
Среди самых известных кинетистов были Александр Колдер — с его проволочными скульптурами, Тео Янсен — с его бионическими формами, способными самостоятельно передвигаться по песку, Жан Тэнгли — с его фантастическими машинами и саморазрушающимися скульптурами.
#общество юных архитекторов #оюа #кинетизм #кинетическое искусство #футуризм #александр колдер #марсель дюшан #тео янсен #жан тэнгли