Найти в Дзене
Мой город. Онлайн

«Зритель, возможно, к такому не привык»: почему нынешний балетный фестиваль в Чебоксарах может стать особенным

Оглавление
Половина фестиваля отдано под современную хореографию. Авторы премьерных постановок рассказали, как создавались спектакли
Половина фестиваля отдано под современную хореографию. Авторы премьерных постановок рассказали, как создавались спектакли

Нынешний балетный фестиваль в Чебоксарах, который будет проходить с 9 по 17 апреля, обещает быть особенным. С одной стороны, он станет частью культурных событий 2022-го, посвященного Году выдающихся земляков в Чувашии, с другой – акцент сделан на современном хореографическом искусстве, хотя любителям классического балета тоже будет на что посмотреть.

Программа фестиваля здесь.

«Сначала хотелось убежать...»

В этом году главными событиями XXVI балетного фестиваля обещают стать премьеры одноактовых балетов «ТИТАН’иЯ» на музыку Густава Малера и «Балеро» на музыку Мориса Равеля в постановке московских режиссеров Софьи Гайдуковой и Константина Матулевского. Это совместный проект театра с Чувашской симфонической капеллой.

– Когда нам предложили поставить спектакль по музыке Равеля, первое, что я подумала: надо бежать. Ставить его после Мориса Бежара и других мировых знаменитостей было непросто. Это казалось самоубийственным. Но мы решили окунуться в эту историю и поработать с концепцией, – рассказывает постановщик «Болеро», хореограф Софья Гайдукова.

Кто не знает знаменитое произведение Равеля? Музыка накапливается, добавляются все новые и новые инструменты, при этом развивается одна и та же тема. Постановщики подумали, что было бы здорово показать в этом спектакле всю труппу чувашского театра оперы и балеты. Поэтому концепция была такая: в спектакле должны учувствовать все – и солисты, и пожилые артисты, которые по-прежнему прекрасно работают на сцене, и новая молодежь.

– Нам хотелось, чтобы в спектакле объединилась вся труппа и зрители впервые смогли бы увидеть эту мощь. А благодаря зеркалам количество людей на сцене стало бы еще больше – такая терракотовая армия. К сожалению, не все артисты приняли эту концепцию, некоторые отказались, возможно, испугались. Но мы надеемся, что к премьере возможно что-то изменится. Так что интрига раскроется 8 и 9 апреля, – говорит Софья Гайдукова.
-2

«...потом пришлось смириться»

Константин Матулевский рассказывает, что предложение поставить балет на чебоксарской сцене поступило ему после прошлогодней успешной премьеры спектакля «Алеко».

– Сначала речь шла о «Болеро», а затем еще об одном спектакле на музыку Малера. Неделю-две пришлось мучиться, как-то с этим внутренне бороться, соглашаться и в итоге смириться, – признается хореограф.

Он напоминает историю создания первой симфонии Малера. Изначально композитор хотел написать программное произведение и назвал его «Титан». Затем было пять редакций и каждый раз что-то менялось. Реакция на симфонию, как критиков, так и слушателей была неоднозначной, поэтому в итоге пришлось отменить всю программность.

«Решили, что будет слишком радикально»

– Изначально название будущей постановки шло из названия симфонии – «Титан». Но в какой-то момент, уже будучи в Чебоксарах, мы решили поставить спектакль по мотивам «Сна в летнюю ночь» Шекспира. Поскольку у нас постмодернистский ум, постановку решили назвать ТИТАН’иЯ». Посмотрим, что из этого получится – интересно даже нам, – шутит Константин.

Софья Гайдукова поясняет: одну из героинь шекспировской комедии, царицу эльфов и фей зовут Титания. Как говорится, звезды сошлись.

Художник-постановщик спектакля Валентин Федоров говорит, что работать над этим постоянно трансформирующимся постмодернистским спектаклем было очень непросто.

– Музыка Малера – сама по себе психоделическая, заводящая в дебри сознания. Добавьте сюда крайне запутанный шекспировский сюжет. Например, перечитывая «Сон в летнюю ночь», я ловил себя на мысли, что не могу пересказать прочитанное. Поэтому пришлось придумывать фантастических персонажей в масках оленей, собак, волков, рысей и осла. Если искать аналогии в литературе, то это, наверное, чем-то похоже на пелевенский роман «Чапаев и Пустота, – рассказывает художник-постановщик.

Работа над спектаклем началась в январе этого года. При этом, признаются постановщики, в процессе пришлось во многом отказаться от собственного видения балета и танца вообще. В какой-то момент стало понятно, что получается слишком современно и радикально, а в Чебоксарах зритель, возможно, к такому еще не привык. Поэтому было решено отказаться от ультрасовременности и сделать компромиссный, неоклассический вариант.

-3

«Артистов нужно ловить в движении»

По словам художественного руководителя балетной труппы театра Данила Салимбаева с учетом двух премьер полфестиваля будет посвящено современной хореографии. В Чебоксары в очередной раз приедет театр «Балет Евгения Панфилова» из Перми с одноактными балетами «Головокружение» и «Libertad»/«Свобода». На балетном фестивале покажут еще одну постановку Софьи Гайдуковой – это спектакль «Арлекинада. NEW». Его хореограф ставила на музыку композитора Алексея Айги, сына чувашского поэта-авангардиста Геннадия Айги. Это сюжетный, актерский спектакль на две пары солистов, в основе которого лежит жизненная история о совместимости людей. Спектакль будет исполняться артистами Воронежского театра оперы и балета.

-4

Также на сцену вернется премьера прошлого года – «Симфонические танцы» на музыку Сергея Рахманинова. Впрочем, любителей классики тоже не обделят вниманием. Например, зрители увидят «Жизель» Адольфа Адана – именно с этого балета 55 лет назад начиналась история театра. А также «Дон Кихота» и концерт, посвященный выдающаяся танцовщице – уроженке Чувашии, народной артистке СССР Надежде Павловой.

Новый директор чувашского театра оперы и балета Андрей Павлов говорит, что помимо традиционных показов спектаклей у фестиваля будет большая образовательная программа. Например, пройдут просмотры для поступления детей в Пермское балетное училище. Примечательно, что более полувека назад педагоги училища также приезжали в Чебоксары и проводили подобный просмотр. Именно тогда они и выбрали Надежду Павлову, будущую звезду мирового балета. Впервые в Чебоксарах организуют проекты для молодежи: Школу театрального фотографа, Школу театрального видеографа и Школу театральной журналистики для детей.

-5
– Думаю, это будет интересно для молодежи и новой аудитории театра. Профессиональным фотографам сложно снимать балет. Нужно знать позы, уметь ловить артистов в движении. Даже в больших городах мало фотографов, которые специализируются на съемках балета, – говорит Андрей Попов.

Традиционно будут проводиться мастер-классы по классическому танцу, лекции, вступительные слова перед спектаклями. Для зрителей появится фотозона. Будут творческие встречи с критиками, блогерами, хореографами. То есть обо всем, что происходит на фестивале, будут рассказывать в разных форматах, обещают организаторы.